Защита прав детей

Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Главная / Публикации / Государственные учреждения, отвечающие за защиту прав несовершеннолетних

Государство прямо заинтересовано в физическом, психологическом здоровье и всестороннем развитии своих юных граждан. Поэтому, хотя главным образом защитой прав детей должны заниматься их родители, существует государственная система органов, отвечающих за практическую реализацию этой защиты, в том числе при необходимости и от их собственных отца и/или матери. В эту систему включены 4 ключевых фигуры. К кому именно обращаться в каждом конкретном случае, лучше всего посоветует семейный юрист.

Органы опеки

Полномочия этих органов достаточно широки, четко закреплены на законодательном уровне и охватывают спектр спорных ситуаций:

  • Учет детей, оставшихся без родителей;
  • Установление опеки;
  • Надзор над лицами, кому доверена опека;
  • Одобрение или отказ в совершении сделок с имуществом несовершеннолетних;
  • Представительство интересов несовершеннолетних в суде;
  • Участие в решении вопроса о проживании детей с одним или с другим родителем после развода.

Прокуратура

Прокуратура является органом государственной власти, осуществляющим надзор над соблюдением законности в любой сфере жизни общества. Поэтому в задачу прокурора входит контроль над законностью судебных решений, в которых так или иначе затронуты интересы несовершеннолетних. От прокурора исходит заключение о том, необходимо ли лишение родительских прав в конкретном случае или же это чрезмерное наказание.

Прокурор имеет полномочия обращаться в суд с иском об ограничении родительских прав. В делах об усыновлении он выдает заключение: можно ли доверить усыновление гражданину. В вопросах защиты жилищных прав детей обращаться в прокуратуру следует тогда, когда есть основания полагать незаконным вынесенное решение суда и необходимо добиться его отмены.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Структура комиссий сложна и имеет уровни местного, регионального и федерального значения.

Главная их задача: координировать работу в сфере профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, а также препятствование безнадзорности. Комиссия может обратиться в суд с целью защитить интересы ребенка. При участии комиссий разрабатываются новые нормативные акты в интересах детей, а также ими инициируются разработки новых законопроектов.

Уполномоченный по правам ребенка

В литературе и в СМИ встречается другое наименование уполномоченного по правам ребенка – «омбудсмен». Спектр его задач очень широк:

  • Защита детей в правовом поле;
  • Просветительская деятельность;
  • Запрос и получение от органов государственной власти документов;
  • Беспрепятственное посещение в рабочих целях любых органов государственной власти;
  • Проверка деятельности должностных лиц;
  • Составление и направление в госструктуры рекомендаций, в которых содержатся первоочередные меры по защите прав несовершеннолетних;
  • Привлечение при необходимости к защите прав детей экспертных организаций, ученых.

Чтобы точно установить, в какой орган следует обращаться в данном случае, стоит посоветоваться и принять совет, который даст адвокат по семейным делам, поскольку от верности выбора целиком зависит исход дела.

ваш инструмент для достижения
бизнес-целей.

Введение

Глава I. Правовые основы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

1.1 Правовое положение несовершеннолетних детей в России

1.2 Специализированная система юстиции для несовершеннолетних детей

Глава II. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних детей

2.1 Семейно-правовые средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России

2.2 Формы и способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

2.3 Процессуальные правила разбирательства семейных дел

Глава III. Виды судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей

3.1 Судебно-психологическая экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей

3.2 Определение места жительства ребенка при раздельном проживании родителей

3.3 Иски об отобрании ребенка

3.4 Дела об ограничении родительских прав

3.5 Лишение родительских прав и восстановление в родительских правах

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998 г.), Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1999 г.), О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2001 г.) О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года, Принята Федеральная целевая программа Дети России на 2003 — 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Полемический характер дискуссии по проблемам ювенальной юстиции уже вышел на законодательный уровень, что нашло отражение в подготовке и публикации различных проектов федеральных законов, в том числе: О судах по делам семьи и несовершеннолетних, О предотвращении насилия в семье, Основы законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации и ряд других. Все эти документы, безусловно, должны быть известны не только специалистам, но и широкой общественности.

Практическая значимость данного дипломного исследования состоит в том, что при оценке названных законопроектов требуются не су�

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних

1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

2. Защита прав несовершеннолетних

3. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

а) Международные правовые акты

б) Нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты), действующие на всей территории РФ

1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних

Практических во всех странах мира дети находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и Российская Федерация, поскольку забота о несовершеннолетних, охрана их прав и законных интересов является важнейшей задачей нашего государства.

Несовершеннолетние наряду с инвалидами, престарелыми, беременными женщинами, лицами, страдающими психическими расстройствами относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.

Но перед рассмотрением вопросов правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц.

В российском праве несовершеннолетним признается человек, не достигший определенного возраста, с достижением которого закон связывает его полную дееспособность, т.е. реализацию в полном объеме субъективных прав и юридических обязанностей, провозглашенных Конституцией и другими законами страны.

В международных актах используется термин «несовершеннолетний» (малолетний, ребенок). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.

В то же время в российском праве существуют отрасли законодательства, где дается трактовка указанного термина (например, в уголовном, семейном).

Гражданское законодательство, закрепляя права и обязанности ребенка, использует два термина: «малолетний» — в силу возраста им признается гражданин с момента рождения до достижения 14 лет — и «несовершеннолетний» — в возрасте от 14 до 18 лет.

Аналогичным образом определяются данные понятия и в Уголовном кодексе РФ, часть 1 ст. 89 которого указывает, что несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Указанные законодательные трактовки обусловлены различным объемом возможностей самостоятельно реализовывать предусмотренные законом права и обязанности в силу психологической зрелости ребенка.

Семейный Кодекс уравнивает понятия «ребенок» и «несовершеннолетний». Так, в ст. 54 СК РФ определено, что «ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)».

Статья 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет понятие «ребенок» «как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) .

Анализируя положения международных и российских нормативно-правовых актов следует заключить, что несовершеннолетний — это лицо, не достигшее 18-летнего возраста.

2. Защита прав несовершеннолетних

В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.

Под защитой прав несовершеннолетних следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетни-ми и защите их прав и законных интересов.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие:

— максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация их потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми;

— приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях, — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер;

— создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения;

— законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров .

Во исполнение указанных задач за последнее десятилетие в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к действующим социально-экономическими условиям.

Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних

Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию правосубъектность. Под правосубъектностью понимают способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности.

Таким образом, правовой статус ребенка — это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная международно-правовыми актами, Конституцией РФ, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Структурно законодательство в части защиты прав и законных интере-сов несовершеннолетних можно изобразить в виде следующей схемы:

Защита прав ребенка в школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями – законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права (лишение родительских прав или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.

Основные права

Право на образование – это основное право всех учащихся на получение образования, согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг. Все кружки и факультативы, помимо учебного плана, посещаются учащимися исключительно на добровольной основе.

Право на уважение своего человеческого достоинства не должно нарушаться в различных проявлениях угроз и оскорблений, как со стороны учителей, так и учащихся. Нарушением можно считать и критику, высказанную учителем публично в некорректной форме. Травля со стороны одноклассников тоже имеет место среди подростков 13-15 лет.

Право на безопасные условия обучения дает возможность предъявить свои претензии по поводу низкой температуры в классных кабинетах, несоблюдения техники безопасности во время проведения уроков физкультуры, труда, химии или физики. Проведение любых ремонтных работ во время учебного процесса, а особенно сопровождающиеся запахом краски, нарушают права ребенка и наносят вред его здоровью.

Право на свободу совести и вероисповедание предоставляет каждому учащемуся право выбора религии, либо право поступать так, как диктуют ему убеждения.

Вовлечение детей в политические и религиозные движения категорически запрещено.

Что делать, если нарушаются права ребенка в школе?

Защита прав ребенка в школе – это приоритетное дело, прежде всего, родителей и администрации школы. Родители, заметив неладное, должны безотлагательно обратиться к директору школы либо его заместителю. Как правило, администрация старается не усугублять ситуацию, и проводит свое внутреннее расследование неприятного инцидента. Когда случился конфликт с учителем, то порой достаточно родителям корректно поговорить с педагогом. Если такие меры не помогли, следует обратиться в письменной форме к администрации школы, а то и выше.

При оскорблении и унижении ребенка одноклассниками, первым делом следует встретиться с родителями обидчика. В случае если издевательства не прекращаются, можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это можно самостоятельно или через учителя. Классный руководитель, как правило, сам должен быть в курсе, и принимать своевременно меры по пресечению травли ребенка другими детьми.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог. В их должностные обязанности входит:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися,
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Во многие образовательные учреждения «проникла» и должность представителя Уполномоченного по правам человека.

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх