Выплаты для неработающих беременных

Пособие по уходу за ребенком для неработающих граждан: новые разъяснения

Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет является одним из видов государственной поддержки граждан, имеющих детей. О нем мы писали ранее в рубрике «Специалисты разъясняют» («НА» N 7, 2008). Поводом для возврата к этой теме послужило вступление в силу нового нормативного акта, в котором содержатся разъяснения, касающиеся порядка назначения и выплаты указанного ежемесячного пособия, но уже лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию.

С 4 июня 2008 г. начал свое действие совместный Приказ от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России N 177н и ФСС РФ N 91. Новый документ в основном посвящен вопросам назначения и выплаты пособия матерям, отцам, опекунам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, но фактически ухаживающим за ребенком.

В прошлом году совместным Приказом от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России N 270 и ФСС РФ N 106 <*> в отношении упомянутых пособий также давались разъяснения. Однако в них говорилось об определении среднего заработка, используемого при расчете пособий по уходу за детьми до полутора лет, исключительно в отношении работающих граждан по трудовым договорам. Кроме того, в прошлогоднем документе сообщалось о реализации права на получение данного вида помощи от государства предпринимателями (частными нотариусами, адвокатами), иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими на территории РФ.

<*> Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», N 11, 2007.

В этой статье мы коснемся анализа отличий в процедурах назначения и выплат упомянутых пособий для работающих и неработающих граждан. Подробно остановимся на общих вопросах их назначения, выплат и возврата излишне выплаченных сумм подобной государственной поддержки.

Получатели пособия

Получатели пособия по уходу за ребенком до полутора лет делятся на две категории. Первую составляют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию, вторую — не подпадающие под этот вид обеспечения, но фактически ухаживающие за ребенком.

Обратите внимание: лицами, подлежащими социальному страхованию, считаются граждане, работающие по трудовому договору, и те, кто самостоятельно обеспечивает себя работой и своевременно выплачивает взносы в Фонд социального страхования РФ. К лицам, не подлежащим социальному страхованию, можно отнести неработающих граждан, например, домохозяек.

Право на получение этого пособия у лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию, появилось 1 января 2007 г. (п. 12 ст. 1, ст. 5 Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ). К ним относятся другие родственники, если родители:

  • умерли (объявлены умершими);
  • лишены родительских прав или ограничены в родительских правах;
  • признаны безвестно отсутствующими;
  • признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
  • отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • находятся под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказались взять ребенка из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений (ст.

    13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ (далее — Закон N 81-ФЗ)).

Родственникам, фактически ухаживающим за ребенком, пособие выплачивается с момента установления перечисленных выше фактов. Это определяется датой таких документов, как вступивший в законную силу приговор суда, соответствующее решение органа опеки и попечительства, заключение учреждения здравоохранения и т.д. (ст. 14 Закона N 81-ФЗ).

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований (ст. 13 Закона N 81-ФЗ). Если гражданин решит получать первый вид пособия, то в орган социальной защиты населения нужно представить справку из органа государственной службы занятости населения о том, что он не получает пособие по безработице (п. 2 совместного Приказа от 13.04.2007 Минздравсоцразвития России N 270 и ФСС РФ N 106).

Обратите внимание: приемные родители не могут получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Об этом говорится в п. 4 Разъяснений, утвержденных совместным Приказом от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России N 177н, ФСС РФ N 91.

Периоды выплаты пособия

Лицо, не подлежащее обязательному социальному страхованию, может получить пособие только в органе социальной защиты населения по месту жительства. Назначается оно за период с рождения ребенка до достижения им возраста полутора лет. Причем претендент на помощь от государства может обратиться в этот орган с заявлением не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет. Тогда гражданину за все время ухаживания за ребенком должны выплатить денежные суммы в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период (п. 2 совместного Приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России N 177н и ФСС РФ N 91).

Для неработающих граждан пособие установлено в твердой сумме. Его ежемесячный размер с 1 января 2007 г. составляет:

  • по уходу за первым ребенком — 1500 руб.;
  • за вторым и последующими детьми — 3000 руб.

С начала 2008 г. его величина изменилась на 8,5 процента (Письмо ФСС РФ от 05.03.2008 N 02-18/07-1931 <*>). Таким образом, в текущем году лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию, должны получать при ухаживании за первым ребенком ежемесячно 1627,5 руб., за вторым и последующими детьми — 3255 руб.

<*> Документ и комментарий к нему опубликованы в «НА», N 7, 2008.

Если ребенок родился до 2007 г., то его родители, опекуны, не ведущие предпринимательскую деятельность и не состоящие с кем-либо в трудовых отношениях, могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия по уходу за малышом исключительно за период с 1 января 2007 г. и по достижении ребенком полутора лет.

Пример 1. Домохозяйка К.И. Семенова обратилась в департамент социальной защиты населения для выплаты ей пособия по уходу за ребенком 15 марта 2008 г. Ее единственному ребенку 1 марта 2008 г. исполнилось полтора года. Соответствующий орган соцзащиты назначил и выплатил ей сумму в размере 21 255 руб., в том числе:

  • 18 000 руб. (12 мес. x 1500 руб.) — за период с 1 января 2007 по 31 декабря 2007 г.;
  • 3255 руб. (2 мес. x 1627,5 руб.) за период с 1 января 2008 г. по 28 февраля 2008 г.

Если случилось горе

Существуют ли какие-то особенности расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет, если в семье случилось горе и малыш не дожил до указанного возраста? В таком случае лица, которые осуществляли уход за ребенком, имеют право на получение ежемесячного пособия за период с момента рождения ребенка до дня его смерти. Отметим, что такой порядок распространяется на застрахованных лиц, а также граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, но применительно к детям, родившимся после 1 января 2007 г. Для незастрахованных лиц в отношении ребенка, появившегося на свет до 1 января 2007 г., период выплаты пособия начинается с вышеуказанной даты.

Со дня смерти ребенка выплата ежемесячного пособия прекращается. Поэтому его получатели обязаны своевременно оповещать организации, которые выплачивают суммы такой государственной помощи. На это им отводится один месяц с момента наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия. Такой же срок отводится и для информирования о фактах, связанных с изменением размеров пособий (п. 3 совместного Приказа от 16.04.2008 Минздравсоцразвития России N 177н и ФСС РФ N 91).

Какие различия предусмотрены для работающих и безработных матерей?

Сотрудницы предприятий осуществляют выход в декрет, связанный с материнством, с наступлением 30-й недели беременности. На уровне законодательства определен общий срок этого отпуска, который составляет 140 дней и делится на две равных части, — период до родов и после них.

В тех случаях, когда женщина стала матерью двойни или ее роды проходили тяжело, с точки зрения медицины, отпуск увеличивается до 194 и 156 дней соответственно. Единственным основанием такого увеличения является наличие официального подтверждения указанных обстоятельств.

Выплаты при этом осуществляются, исходя из показателей среднего заработка, умноженного на фактически предоставленное количество дней. Оплата этого вида отпуска законодательно гарантированна, в связи с чем молодой матери не стоит переживать по поводу ее получения.

Женщины, у которых нет работы, должны иметь статус безработных, дающий им право на получение соответствующего пособия. Декретные для них, также как и для работающих мам, будут рассчитаны исходя из доходных показателей. Сумма, которую получит женщина, должна находиться в соответствии с региональным МРОТ. Вся процедура оформления заключается в предоставлении документов местному центру занятости. По факту их получения организация обязана начислить и выплатить причитающиеся декретные.

Получение

Дополнительные нюансы существуют при оформлении выплат безработными матерями и теми, которые продолжают свое обучение в очной форме.

Правила, которые установлены в отношении безработных, немногим отличаются от общепринятых норм, распространяющихся на занятое население. Такие женщины наделены правом выхода в отпуск, который оформляется с наступлением 30-й недели беременности. Те, кто ожидает двойню, могут использовать отпуск, начиная с 28-й недели. Основанием для выплат послужит справка, которая выдается при посещении женской консультации. Будущая мать получит выплату на уровне минимального пособия, выплачиваемого в связи с безработицей.

Перед началом отпуска учет женщины в центре занятости прекращается. С наступлением ребенку трех лет мать может быть вновь поставлена на учет. Каждая представительница прекрасного пола имеет возможность оформить статус безработной до момента выхода в декрет, что позволит ей не только получить социальное пособие, но и рассчитывать на декретные выплаты, выплачиваемые в пределах МРОТ.

При желании беременная может обратиться за выплатой в орган социальной защиты, куда нужно предоставить:

— собственноручное заявление;

— паспорт и трудовую книжку с копиями;

— ИНН;

— справочные материалы, выданные женской консультацией;

— документы о браке;

— справку, представленную центром занятости об отсутствии статуса безработной и неполучении соответствующей выплаты;

— справку, полученную по месту проживания;

— банковские реквизиты.

С учетом каждого конкретного случая перечень требуемой документации может быть изменен. Именно поэтому у заявительницы имеется потребность в уточнении списка документов в органе социальной защиты, функционирующем на месте.

Студентки, которые получают образование по очной форме обучения, а также те сотрудницы, которые уволены с предприятий в связи с их ликвидацией, должны помнить о ряде особенностей, сопровождающих процесс получения выплат. Получение средств возможно в результате подачи в образовательное учреждение или центр занятости следующих документов: паспорта и трудовой книжки с копиями; справочных материалов, выданных женской консультацией; справки о нахождении на учете в центре занятости (при наличии факта утраты работы).

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх