Признание человека безвестно отсутствующим

Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если установить день получения последних сведений о гражданине невозможно, началом исчисления года считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения о нем, а если невозможно установить и этот месяц — первое января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

Для признания гражданина безвестно отсутствующим рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите, относитесь ли вы к лицам, имеющим право подавать заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Обращаться в суд с таким заявлением вправе только заинтересованные лица. Заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление в суд (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48583/2015).

В связи с этим для выявления круга лиц, заинтересованных в признании гражданина безвестно отсутствующим, важно определить последствия такого признания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет, в частности, следующие последствия (п. 1 ст. 43, пп. 5 п. 1 ст. 188 ГК РФ; п. 1 ст. 51 НК РФ; п. 2 ст. 19, ст. 130 СК РФ; п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ; ст. 7 Закона от 25.06.1993 N 5242-1; ч. 1 ст. 10 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 9 ст. 3 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ):

1) передачу в доверительное управление имущества безвестно отсутствующего (при необходимости постоянного управления) и выплату из него содержания лицам, которых он обязан содержать, и сумм в счет погашения задолженности по другим его обязательствам (в том числе по налогам);

2) снятие безвестно отсутствующего с регистрационного учета по месту жительства;

3) расторжение брака в органах ЗАГС по заявлению супруга безвестно отсутствующего независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;

4) возможность усыновления ребенка безвестно отсутствующего без согласия последнего;

5) прекращение действия трудового договора с безвестно отсутствующим;

6) возникновение у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего — кормильца права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций;

7) прекращение действия доверенностей в связи с признанием лица безвестно отсутствующим.

Исходя из указанных последствий заинтересованными лицами могут быть супруги безвестно отсутствующего, лица, находившиеся на иждивении у безвестно отсутствующего, работодатели, доверенные лица.

Шаг 2. Подготовьте заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим

Дела о признании лица безвестно отсутствующим рассматриваются судом в порядке особого производства при участии прокурора.

Заявление о признании лица безвестно отсутствующим составляется в соответствии с общими требованиями, установленными для искового заявления. При этом в нем необходимо указать, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий (ч. 1, 2 ст. 131, п. 3 ч. 1 ст. 262, ч. 1 ст. 263, ст. 277, ч. 3 ст. 278 ГПК РФ).

Заявление необходимо распечатать и подписать. Вместо вас поставить подпись может ваш представитель, если полномочия на подписание заявления и подачу его в суд указаны в доверенности (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ).

Заявление можно подать в электронном виде на официальном сайте суда при наличии технической возможности для этого в суде (ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона от 23.06.2016 N 220-ФЗ).

Шаг 3. Подготовьте необходимые документы

К заявлению необходимо приложить следующие документы (ст. 132, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ):

1) документы, подтверждающие статус заявителя в качестве заинтересованного лица (родство, наем жилого помещения и т.п.);

2) копии заявления по числу лиц, участвующих в деле;

3) доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (если имеется);

4) документы, обосновывающие ваши требования, и их копии по числу лиц, участвующих в деле (о последнем месте жительства безвестно отсутствующего и подтверждающие факт его отсутствия);

5) документ об уплате госпошлины.

Справка.Размер госпошлины

Размер госпошлины при подаче заявления в порядке особого производства составляет 300 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Шаг 4. Подайте заявление в суд и дождитесь его решения

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица (ст. ст. 24, 276 ГПК РФ).

При наличии технической возможности в суде документы можно подать в электронном виде на официальном сайте суда. Особенности подачи документов через Интернет рекомендуем уточнить в суде (ч.

1.1 ст. 3, ч. 1.1 ст. 35 ГПК РФ; ч. 4 ст. 12 Закона N 220-ФЗ).

Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы безвестно отсутствующего, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях (ч. 1 ст. 278 ГПК РФ).

По общим правилам дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 154, ч. 1 ст. 263 ГПК РФ).

Вступившее в законную силу решение суда является, в частности, основанием для передачи имущества безвестно отсутствующего гражданина в доверительное управление при необходимости постоянного управления им (ч. 1 ст. 279 ГПК РФ).

Связанные вопросы

Как развестись с супругом, местонахождение которого неизвестно? >>>

Как сменить фамилию ребенка? >>>

Как оформить социальную пенсию? >>>

Розыск без вести пропавшего заключается в осуществлении комплекса поисковых мероприятий, направленных на обнаружение лиц, внезапно исчезнувших с постоянного места пребывания по неизвестным для окружающих и родственников причинам . Длительный период количество без вести пропавших варьировалось в России от 17 тыс. до 20 тыс. человек в год. Общее число не разысканных за последние 10 лет составило более 100 тыс. человек. Однако в последние годы наблюдается тенденция к росту числа без вести пропавших. Так, в 2007 г. пропавшими без вести в Российской Федерации числились 92 879 человек , в 2008 г. — 120 784 человека, из них разыскано — 69 559.

Категории лиц «без вести пропавший» и «безвестно отсутствующий» не тождественны. Признание лица безвестно отсутствующим осуществляется судом в соответствии с гражданским законодательством по заявлению заинтересованных лиц при условии, если в течение года в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания (ст. 42 ГК РФ). В связи с этим процедура розыска без вести пропавшего предшествует признанию лица безвестно отсутствующим, что основывается на необходимости защиты интересов личности, его жизни, здоровья и безопасности.

Причины безвестного исчезновения людей разнообразны. Среди них можно выделить исчезновения: 1) по причине, не связанной с криминальными действиями; 2) вследствие совершенного в отношении него преступления.

Исчезновение граждан не всегда связано с криминальными действиями. Причинами исчезновения лица могут быть: наступление смерти вследствие несчастного случая, болезни или стихийного бедствия, скоропостижной смерти или смерти от старости; потеря ориентации на местности в связи с престарелым возрастом или психическим заболеванием (маразм, психозы, шизофрения и др.); нежелание уплачивать налоги или алименты ; неудовлетворенность семейной жизнью. Дети чаще всего убегают из дома в результате жестокого обращения с ними родителей. Однако по социологическим данным 80% граждан, пропавших без вести, являются жертвами преступлений .

К числу признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, относятся:

— отсутствие причин к отъезду;

— наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможность совершения в отношении разыскиваемого преступления;

— наличие по месту жительства документов (паспорта, удостоверения), личных вещей, без которых пропавшему сложно обойтись продолжительное время;

— наличие угроз в адрес исчезнувшего лица и др.

Большинство пропавших без вести составляют мужчины — 69%. Чаще всего исчезают лица молодого возраста до 25 лет — 46%, от 26 до 40 лет — 31%, старше 60 лет — менее 5%.

Пропавших без вести лиц, ставших жертвами преступлений, обнаруживают: в лесу, поле (43%); водоеме (24), в общественных местах (15); в земле (10), по месту жительства (1); в иных местах (7%).

Организация розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы по месту их исчезновения.

В системе ОВД розыск пропавших без вести граждан возлагается на подразделения уголовного розыска . Эффективность работы его сотрудников обеспечивается следующими условиями:

— незамедлительным реагированием дежурных частей ОВД и подразделений уголовного розыска на факты безвестного исчезновения граждан;

— целенаправленным осуществлением первоначальных ОРМ и следственных действий;

— активной и планомерной работой по розыскным делам;

— комплексным использованием в процессе розыска оперативных, процессуальных, криминалистических средств и методов;

— использованием при установлении без вести пропавших лиц помощи общественности, государственных органов и средств массовой информации (печать, радио, телевидение).

Основанием для начала розыскных действий является заявление (сообщение) заинтересованных граждан (родственников). К заявлению прилагаются имеющиеся фотоснимки, документы и иные предметы, которые могут обеспечить розыск пропавшего без вести.

Дежурный по ОВД регистрирует полученное заявление, которое рассматривается в следующем порядке:

— при отсутствии свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего и наличии одного из криминальных признаков исчезновения возбуждается уголовное дело;

— при неустановлении места нахождения лица и отсутствии признаков преступления выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое является основанием для заведения розыскного дела.

Комплекс ОРМ по заведенному в отношении исчезнувшего лица розыскному делу включает установление факта смерти пропавшего без вести, а также установление личности неопознанных трупов с целью их идентификации с разыскиваемыми лицами.

С целью установления разыскиваемого лица оперативными сотрудниками изучаются его взаимоотношения с родственниками, знакомыми, сослуживцами, прежние преступные связи. Оперативными мерами получаются сведения о возможной причастности разыскиваемого к совершенным преступлениям, о состоянии его здоровья и т.п.

С целью проверки поступившего заявления (сообщения) проводятся опросы заявителя и других граждан, которым могут быть известны обстоятельства исчезновения и иные сведения, имеющие значение для выяснения судьбы пропавшего. Осуществляется выезд к месту последнего жительства (пребывания) разыскиваемого, осмотр его жилища и проверка мест его возможного нахождения.

Без вести пропавший в обязательном порядке проверяется по учетам:

— задержанных и арестованных, доставленных в приемник-распределитель;

— информационных центров УВД и ГИАЦ МВД России;

— паспортно-визовой и адресно-справочной служб;

— лечебных учреждений, моргов и т.п.

Кроме того, пропавшее лицо проверяется по учетам Бюро регистрации несчастных случаев. При наличии предположений, что пропавшее лицо оказалось в условиях, угрожающих его жизни или здоровью, и во всех случаях исчезновения малолетних детей ОВД должны привлекаться специальные службы спасения (МЧС) и проводиться поисково-спасательные мероприятия в малолюдных и труднодоступных местах. Все полученные данные о безвестном исчезновении лица включаются в суточную информацию о происшествиях.

В процессе осуществления розыскных действий оперативные работники имеют возможность получить информацию о месте нахождения и роде занятий разыскиваемых лиц, установить местонахождение лица, пропавшего без вести, идентифицировать (отождествить) разыскиваемое лицо и др.

Существенное значение для отождествления разыскиваемых лиц имеет Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации».

Идентификационная защита граждан может способствовать установлению скрывшегося подозреваемого, без вести пропавшего гражданина, лица, который не может сообщить о себе установочные данные в силу возраста или травмы, а также позволит найти пропавшего среди неопознанных трупов.

Отождествление личности без вести пропавших лиц может осуществляться посредством:

— опознания по признакам внешности (живых, погибших лиц, их фотографий и видеоизображений);

— информационного поиска по АИПС и картотекам ОВД;

— исследования биологических объектов, фотоснимков, рентгенограмм.

Проблема розыска лиц, пропавших без вести, самым тесным образом связана с установлением личности граждан по неопознанным трупам. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство из числа установленных неопознанных трупов были объявлены в розыск как пропавшие без вести. Так, в 2008 г. устанавливалась личность 110 946 неопознанных трупов, установлено — 32 257.

Поступающие в дежурные части ОВД сообщения об обнаружении трупов регистрируются в книге учета сообщений.

Специфика установления личности граждан по неопознанным трупам является одним из направлений деятельности розыскных подразделений уголовного розыска. Организация данного процесса включает решение таких основных задач, как: а) надлежащее документирование трупа на месте происшествия; б) транспортировка трупа к месту его судебно-медицинского исследования; в) хранение в условиях, обеспечивающих замедление гнилостных изменений; организация предъявления для опознания; осуществление криминалистических и судебно-медицинских исследований с целью отождествления личности по неопознанному трупу.

На место обнаружения труппа направляется следственная оперативная группа, которая производит его осмотр в порядке, предусмотренном ст. 178 УПК РФ. Во время осмотра производится опознавательная фотосъемка трупа, дактилоскопирование кистей рук и др.

При наружном осмотре неопознанного трупа сотрудники розыскных подразделений обращают внимание на находящиеся при нем документы (письма, удостоверение, фотографии, квитанции, рецепты, записные книжки и др.), а также вещи, которые могли бы способствовать установлению личности гражданина (именные часы, мобильный телефон), предметы одежды, обнаруженные на трупе и возле него. Обнаруженные предметы изымаются с целью опознания личности трупа.

В необходимых случаях информация об обнаружении трупа неизвестного гражданина может быть доведена до населения с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения).

Основные усилия сотрудники уголовного розыска сосредоточивают на установлении личности убитого и возможности его идентифицирования с лицом, которое может быть в числе без вести пропавших.

При этом комплекс оперативно-поисковых мероприятий включает:

— оповещение личного состава ОВД об обнаружении трупа неизвестного гражданина;

— проверку обнаруженного лица по учетам УВД, МВД, ГИАЦ МВД России;

— проверку отпечатков пальцев трупа по дактилоскопическому учету;

— направление сообщений об обнаружении трупа в другие территориальные подразделения ОВД;

— проверку по учетам стационарных лечебных учреждений;

— выявление оперативно-розыскным путем и опрос лиц, видевших разыскиваемое лицо.

При отождествлении личности неопознанных трупов граждан и без вести пропавших лиц широко используется метод дактилоскопии. Однако в 1983 г. в Англии был открыт новый метод идентификации личности, получивший условное название «генная идентификация». Данный метод обладает высокой точностью и эффективностью и заключается в исследовании генетического кода, который является неповторимым для каждого индивида. В качестве исходного материала для определения генетического кода достаточно предмета, которым пользовался исчезнувший человек: обувь, расческа, носовой платок и др. .

В случаях, когда установить личность не удалось и труп не идентифицирован в течение пяти суток (в исключительных случаях в срок не более 10 суток), заводится дело по установлению личности гражданина по неопознанному трупу. Указанное дело может прекращаться по следующим основаниям: а) в связи с установлением личности; б) по истечении пяти лет с момента заведения. Если в ходе дела по установлению личности выясняется, что смерть наступила насильственным путем, то в соответствии с УПК РФ решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

При поступлении в розыскные подразделения информации об обнаружении больного или ребенка, неспособного сообщить о себе никаких сведений, сотрудниками уголовного розыска проводится следующий комплекс мероприятий:

— опрос лиц, первыми обнаружившими неизвестного больного или ребенка;

— установление обстоятельств появления, пребывания обнаруженного лица в данной местности;

— осмотр одежды, вещей обнаруженного больного в целях нахождения в них документов, которые могут способствовать установлению личности;

— фотографирование по правилам опознавательной фотосъемки;

— проверка данных об устанавливаемом лице по учетам ОВД, журналам регистраций жалоб и заявлений, учетам лиц, пропавших без вести, местных лечебных учреждений, детских домов, спецшкол и иных учреждений;

— передача в необходимых случаях сведений об обнаружении лица в СМИ;

— организация доставки неопознанного малолетнего ребенка в возрасте до трех лет в медицинское учреждение, а несовершеннолетних лиц — в приемник-распределитель и др.

Таким образом, как следует из содержания рассмотренной главы, розыскная работа является разновидностью правоохранительной деятельности и сочетает в себе комплексное применение оперативно-розыскных и процессуальных мер с целью скорейшего обнаружения уполномоченными субъектами местонахождения подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых.

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх