Поддержка многодетных семей

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие многодетной семьи………………………………………………4

  2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации……………………………………………………….….5

  3. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области………………………………………………………………..………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…..20

ВВЕДЕНИЕ

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Понятие многодетной семьи

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

  • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

  • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

  • неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации

В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:

для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;

для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей – одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

• доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);

• численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

• распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

• преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:

• почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;

• почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;

• треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;

• в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.

Особая проблема многодетных семей – жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.

При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более – 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.

Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.

В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10–15 % в общей семейной структуре российского общества.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

• отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

• недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

• недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;

• недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;

• недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.

Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Матпомощь от государства для многодетных семей предоставляется при наличии троих и более детей. Но есть несколько «но». В первую очередь, в некоторых субъектах Российской Федерации (РФ), например, в Ингушетии, для этого необходимо иметь большее количество детей – пять. Есть и другие исключения.

О них, а также непосредственно матпомощи от государства для многодетных семей, читайте ниже.

Федеральные пособия для многодетных семей

Есть два федеральных пособия для многодетных семей – пособие по уходу за ребенком, которому нет полутора лет и единовременная выплата при рождении ребенка.

Их можно оформить и если есть официальное место работы, и если его нет (правда, в первом случае сумма будет больше). Право на это есть не только у матери, но и у любого другого человека, если он по факту осуществляет уход за новорожденным.

Для того чтобы получить пособие по уходу за ребенком, которому нет полутора лет, достаточно обратиться с заявлением:

  • если есть официальное место работы – в бухгалтерию или напрямую в одно из отделений Фонда социального страхования (ФСС)
  • если его нет – в Управление соцзащиты населения (УСЗН) (это актуально не только для неработающих граждан, но и для студентов средних и высших учебных заведений, обучающихся по очной форме

Минимум пособия по уходу за ребенком, которому нет полутора лет, составляет 3065,69 рублей в месяц на первого ребенка и 6131,37 рублей в месяц на второго и так далее детей.

Таким образом, при появлении на свет третьего малыша из федерального бюджета будет выплачиваться столько же, сколько и за второго – 6131,37 рублей и только до того, как он достигнет 1,5 лет.

Что касается минимума единовременной выплаты при рождении ребенка, то она составляет 16350, 33 рублей.

Также, как и с пособием по уходу за ребенком, которому нет полутора лет, для получения этой выплаты требуется прийти в бухгалтерию или Управление соцзащиты населения (УСЗН). Сделать это нужно не позднее полугода со дня рождения крохи.

Другая матпомощь от государства для многодетных семей

Нельзя не отметить и другую матпомощь от государства для многодетных семей.

Жилье для многодетных семей

Во-первых, эти слои населения могут встать на очередь на жилье в рамках соцнайма с возможностью приватизации.

При этом у многодетных семей преимущественное право на такой объект недвижимого имущества. Говоря простыми словами, их ставят в начало списка нуждающихся.

Для того чтобы принять участие в этой программе, необходимо обратиться в администрацию населенного пункта. Потребуется подготовить документы:

  • документ, подтверждающий личность, которым является паспорт гражданина Российской Федерации (РФ) (обоих родителей)
  • свидетельство о браке или, наоборот, разводе (при наличии)
  • свидетельства о рождении всех детей
  • справка о составе семьи (оформляется в управляющей компании)
  • правоустанавливающий документ на текущий объект недвижимого имущества – свидетельство о праве собственности, договор аренды или договор соцнайма с возможностью приватизации
  • документ, доказывающий потребность в улучшении жилищных условий – документ о нехватке квадратных метров на одного члена семьи или документ о неудовлетворительном состоянии текущего объекта недвижимого имущества
  • справки о заработной плате и других доходах всех членов семьи

Помимо договора соцнайма с возможностью приватизации, который действует до того, как самому младшему ребенку исполнится воемнадцать лет, может быть выделена квартира, часть которой оплатит государство.

Вместо квартиры можно подать заявление на земельный участок.

Земля для многодетных семей

Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации (ЗК РФ) и Федеральному Закону №138, который вступил в силу 14 июня 2011 года, земля для многодетных семей выдаются вне очереди и бесплатно. Не важно и то, для чего они будут использоваться – строительства жилого дома, посадки сельскохозяйственных культур и/или развода животных, бизнеса.

Получить земельный участок может только та многодетная семья, которая соответствует следующим критериям:

  • все члены семьи имеют российское гражданство
  • все дети несовершеннолетние, т.е. не достигли восемнадцати лет (если они получают образование, вне зависимости от его уровня, то этот срок увеличивается до двадцати трех лет)
  • все дети живут там же, где и их родители

Также практически во всех субъектах Российской Федерации предъявляется требование ко времени проживания в них – в большинстве случаев не менее 5 лет.

Как на квартиру, так и на землю могут претендовать как полные многодетные семьи – те, в которых есть и мама, и папа, так и неполные многодетные семьи – те, в которых есть только один родитель, или мама, или папа.

Адресная матпомощь от государства многодетным семьям

Заявление на адресную матпомощь от государства многодетной семье можно подать, если доход на одного человека не дотягивает до прожиточного минимума в регионе.

Такая материальная помощь имеет вид:

  • разовой выплаты
  • ежемесячной выплаты
  • корзины с продуктами питания
  • возмещение проезда детей в общественном транспорте

К заявлению на адресную матпомощь от государства многодетной семье нужно приложить документы:

  • документ, подтверждающий личность, которым является паспорт гражданина Российской Федерации (РФ) (обоих родителей)
  • свидетельство о браке или, наоборот, разводе (при наличии)
  • свидетельства о рождении всех детей
  • справки о заработной плате и других доходах
  • другие документы, которые говорят о специфике конкретной многодетной семьи – дети-инвалиды, дети – студенты ВУЗов, обучающиеся по очной форме)

Таким образом, матпомощь от государства для многодетных семей довольно ощутима. Не пренебрегайте ей, так как она позволяет улучшить уровень жизни. А силы и время, потраченные на сбор бумажек и стояние в очередях, с лихвой окупятся.

В многодетной семье очень часто возникают многочисленные трудности как психологического, так и материального характера, которые в значительной мере мешают выполнять все необходимые функции в полном объеме. В результате многодетная семья является потенциально проблемной, кризисной, неблагополучной и нуждается в социально – педагогической, психологической и материальной поддержке.

Всего в России насчитывается около 52 млн. семей. Типичная российская семья – однодетная. Только 28 проц. семей имеют двух и более детей, из них лишь 6 проц. – троих, сообщает ИТАР-ТАСС .

Организация помощи многодетной семье происходит на основе существующих правовых основ и норм законодательства. Изучение особенностей законодательства и правовой защиты, реализации существующих правовых установок на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития организации помощи многодетным семьям в России.

Социальную защиту многодетных семей населения в России регулируют следующие правовые документы:

  1. «Конституция Российской Федерации» от 25 декабря 1993 года;

  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

  3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;

  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

  5. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1;

  6. Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1;

  7. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008);

  8. Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ;

  9. Закон «О благотворительной деятельности благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 30.12.2006);

  10. Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ и др.

В последние годы в данном направлении отмечается весьма активный рост законодательных инициатив, что ведет к повышению качества социальной и материальной помощи многодетной семьи. Отмечается заметный прогресс в развитии новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В значительной степени этому способствует активизация работы по реализации Федеральных и Региональных законов:

  1. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ;

  2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ (в ред. от 24.07.2009);

  3. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ (в ред. от 25.12.2008);

  4. «О реализации мер социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»,от 17 января 2007 г. N 9-ПП (в ред. от 11 ноября 2015)

  5. «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»,от 29 декабря 2005г. N 154-ЗО (в ред. от 5 ноября 2015)

Значительная активность проявляется в направлении деятельности относительно медицинского обслуживания детей из многодетных семей. Как правило, родители не всегда могут полноценно уделять внимание детскому здоровью, которое снижается в условиях экономии в затратах на питание, качественную одежду и санитарно — бытовое состояние жилища. В связи с этим к детям из многодетных семей дополнительное внимание уделяется медицинскими работниками со стороны школы, а также в детских поликлиниках и оздоровительных учреждениях.

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье и детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях .

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь: срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи; содействие семьям, имеющим детей, — тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд; принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.); опекунским семьям; создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды; содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности); содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

Б) Социально-правовые услуги: помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей; содействие в предоставлении социальных выплат; участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.); участие в правовой защите личностных интересов детей.

В) Социально-реабилитационные услуги: организация «социального консилиума»; социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки; составление индивидуальных коррекционных программ.

Г) Психологические услуги: психопрофилактика и психогигиена; психодиагностика и обследование личности клиента; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, семейная); семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;

Д) Педагогические услуги: педагогическая помощь детям в защите их интересов; консультативная помощь родителям и детям; групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей; коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами; практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов; обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Е) Социально-медицинские услуги: содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей; организация консультирования по проблемам планирования семьи; содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами; патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями; обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом; патронаж беременных женщин и кормящих матерей .

Данные направления социально – правовой помощи в полной мере действуют и для многодетных семей. При этом, наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные — государственные и коммерческие, действующие на основе и согласно принципам существующего законодательства.

Список использованной литературы:

  1. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. — 2009. — №№ 8-9.

  2. Ардашкин И.Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. с. 224.

  3. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6. с. 99 – 100.

Введение

Глава I. Теоретические основы социально-правового обеспечения многодетных семей

    1. Характеристика многодетной семьи, тенденции ее развития

1.2. Социально-правовое обеспечение многодетных семей

Выводы по I главе

Глава II Практическая работа по изучению опыта работы по социально-правовому обеспечению многодетных семей

2.1. Социально-правовое обеспечение многодетных семей в Республике Башкортостан

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Введение

Провозглашенная политика от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается серьезными социальными издержками, ухудшением качества жизни населения, ухудшением положения его слабо защищенных слоев. Особенно это сказывается на многодетных семьях.

Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями, нужна крепкая правовая база, опирающаяся на определенные законы. В настоящее время учеными Зубковой Т.С., Зверевой О.Л., Кархлиной С.Э. и др. ведутся исследования по проблеме социально-правового обеспечения современной многодетной семьи.

Урегулированию отношений «семья — общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направления государственной семейной политики». Но, несмотря на издание законов, указов о социально-правовой защите семьи, в данный период отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в обществе. Как показывают результаты исследований, в нашей стране в настоящее время система социально-правового обеспечения семьи четко не отлажена, а изданные законы иногда не работают.

Таким образом, проблема социально-правового обеспечения многодетной семьи в настоящее время является актуальной.

Исходя из вышеизложенного, определена тема нашего исследования: «Социально-правовое обеспечение многодетной семьи».

Цель исследования: – выявить содержание и формы социально-правового обеспечения многодетной семьи.

Объект исследования: – процесс социально-правового обеспечения многодетной семьи.

Предмет исследования: – содержание и формы социально-правового обеспечения многодетной семьи.

Гипотеза исследования: – если отрегулировать законодательную базу, четко определить содержание социально-правового обеспечения многодетной семьи и формы работы по данному направлению, то социально-правовая поддержка многодетной семьи будет носить эффективный характер.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы решались следующие задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Дать социально-педагогическую характеристику и проанализировать социально-правовое обеспечение многодетной семьи.

3. Изучить законодательную базу в аспекте социально-правовом обеспечении многодетной семьи.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – изучение литературы, анализ законодательной базы.

Глава I. Теоретические основы социально-правового обеспечения

многодетных семей

1.1 Характеристика многодетной семьи, тенденции ее развития

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Семья — это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами обязанностями по отношению друг к другу . Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.

Семья, как общество, создавалась, видоизменялась и развивалась в месте с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития. Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянина до дворян. Это обуславливалось традициями русского народа и православной морали. Рождение детей не планировалось, воспринималось «как дар Божий», не было контрацептивов, не были распространены аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье .

Переход к рыночной экономике и связанные с ним процессы имущественного расслоения населения, кризис моральных ценностей, последовательного разрушения института семьи и привел к упадку числа многодетных семей. В России так же отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей. Это совпадает и с тенденцией к малодетности и вообще бездетности. Создана, но нечетко отлажена система социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное, и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождения. Новая беременность свыше двух-трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих правил .

В настоящее время в России многодетной считается семья, имеющая 3-х и более детей.

Различают три категории многодетных семей.

  1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или матери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны. Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции., четкую внутреннюю структуру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение у старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости. Психологическая атмосфера такой семьи – взаимопонимание, одинаковое видение проблем и способов их решения обеими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих аморальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус .

В многодетных семьях существуют свои специфические проблемы. Одной из них является материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д.

В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразна.

Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, рыбы, молока и т.д. Недостаточное получение продуктов отражается на развитии и здоровье детей, и вызывают большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает .

Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Еще одной проблемой многодетной семьи является проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ — многодетные родители. Семья с тремя несовершеннолетними детьми при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности .

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а так же социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях возможна путем собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50% таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушениями трудового законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.

Жилищная проблема, так остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе .

В традиционной семье многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие, как чуткость, человечность, уважение к старшим. В таких семьях существует внутренняя иерархия отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец. Мать – хранительница очага, организатор домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в многодетных семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, старшие дети стремятся к лидерству .

Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны с родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т.е. автономии каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают даже из-за плохой успеваемости в школе, отсюда – частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. В старшем возрасте дети начинают соперничать друг с другом, и если упустить контроль за соперничеством, то это может привести в дальнейшем к потере между ними родственных чувств .

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх