Перепланировка нежилых помещений

Содержание

Перепланировка нежилого помещения

Вопрос:

Раньше было офисное здание, сейчас планируется перепланировка в подобие гостиничного комплекса с размещением санузлов, душевых кабин, раковин. Какие требования к размещению санузлов в гостиничном комплексе? С кем необходимо согласовывать размещение? Какие санкции могут быть?

Ответ:

Перепланировка и переустройство нежилого здания требует разработки и согласование проекта независимо от значительности или незначительности планируемых изменений.

Возможно, что потребуется предварительное обследование конструкций помещений на допустимость тех или иных изменений.

Проект перепланировки должна разрабатывать проектная организация, имеющая допуск от саморегулируемой организации на соответствующие виды проектных работ.

Согласование разработанного Проекта с уполномоченным организациями (в каждом конкретном случае их список определяется отдельно):

Санэпидемстанция (Роспотребнадзор).

Управление государственной противопожарной службы.

Дирекция Единого Заказчика (ДЕЗ) или эксплуатирующая организация.

Архитектурно-планировочное управление.

Мосгосэкспертиза (при необходимости).

Проведения обмеров БТИ и получение новых документов БТИ.

Внесение изменений в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество), связанных с произведенной перепланировкой, с получением нового Свидетельства о собственности.

В случае аварии из- за самовольной перепланировки ответственность полностью ложится на плечи собственника здания, а при согласованной перепланировке она распространяется на проектную организацию и строительную компанию.

Перепланировка (переустройство) — это демонтаж перегородок и стен, возведение новых перегородок, обустройство проемов в несущих стенах, затрагивание перекрытий и иных несущих конструкций, устройство проемов в перекрытиях и установка лестниц, закладка или обустройство дверных проемов, перенос сантехнических приборов, перепланировка внутри санузлов, обустройство новых санузлов, изменение фасада здания (обустройство или закладка окон, увеличение оконных проемов, обустройство или изменение входных групп, обустройство эвакуационных выходов).

Законодательство не содержит специального порядка согласования перепланировки (переустройства) нежилых зданий и помещений. В данном случае можно применить предусмотренную ст. 6 ГК РФ аналогию закона: в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется законодательство, регулирующее сходные отношения.

В отличие от перепланировки, переоборудование нежилого помещения связано с переносом сантехнических, нагревательных приборов, оснащением помещения дополнительным оборудованием и внесением изменений в существующую схему инженерных коммуникаций (прокладка трубопроводов, электрических сетей, устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов). В случае переустройства нежилого помещения должны быть сохранены общие технико-экономические показатели в пределах габаритов объекта.

После произведенной перепланировки (переустройства) нежилого помещения необходимо внести в ЕГРП соответствующие изменения.

Ведение ЕГРП (и внесение в него изменений) возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457.

Согласно п. 76 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 01.07.2002 г. № 184, при внесении в ЕГРП изменений, не влекущих за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него, регистратору рекомендуется истребовать у заявителя документ, подтверждающий факт изменения соответствующих сведений.

Таким образом, в территориальный орган Росреестра в целях внесения изменений в ЕГРП после переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения необходимо представить документы.

Если нежилое помещение, подвергающееся перепланировке, расположено в отдельно стоящем нежилом здании, то процесс согласования завершается получением Решения префектуры округа о разрешении переустройства и контролируется должностными лицами Префектуры округа

Независимо от гражданско-правовых последствий самовольной реконструкции лица, осуществившие реконструкцию без разрешения на строительство в случае, если для ее осуществления предусмотрено получение разрешений на строительство, могут быть привлечены к административной ответственности по п.

1 ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) в виде наложения штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п.6.2.2 СП 160.1325800.2014 «Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования» (далее СП 160.1325800.2014) санузлы апартаментов допускается проектировать совмещенными, независимо от числа жилых комнат.

Гостиничные номера допускается проектировать в виде одной жилой комнаты. При необходимости в их состав могут быть включены дополнительные комнаты, передняя, санитарный узел, гардеробная. Допускается предусматривать возможность объединения двух и более смежных номеров, а также устройство при номерах кабинетов (офисов) (п.6.2.5 СП 160.1325800.2014).

Гостиничные номера повышенной комфортности (апартаменты, президентские, люкс) следует проектировать в составе двух и более жилых комнат, предусматривая не менее двух санитарных узлов. Состав других дополнительных помещений и оборудования, включая кухонное, определяют заданием на проектирование (п.6.2.6 СП 160.1325800.2014).

Высоту прихожих, коридоров и санузлов гостиничных номеров следует принимать не менее 2,1 м, жилых комнат — не менее 2,5 м. Ширину жилых комнат следует принимать не менее 2,4 м, ширину прихожих — не менее 1,05 м. (п.6.2.8 СП 160.1325800.2014).

Как собрать подписи жильцов

Согласие жильцов многоквартирного дома на проведение строительно-ремонтных работ, затрагивающих общее имущество, оформляется в виде Разрешения общего собрания жильцов, заверенного нотариусом. При отсутствии возможности провести общее собрание, придётся персонально обходить всех соседей и оформлять письменное заявление с паспортными данными и подписью каждого квартировладельца…

Требования российского законодательства к оформлению перепланировки с получением согласия жильцов многоквартирных домов сегодня очень строги. Отдельным Приказом Минстроя РФ в декабре 2015 года утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Органы, осуществляющие государственный жилищный надзор (жилинспекция), проводят опросы жильцов, с особым вниманием проверяют достоверность подписей, подтверждающих согласие соседей на проведение перепланировок и реконструктивных работ в многоквартирных жилых домах. Случаи фальсификации протоколов общих собраний и подделки подписей жильцов караются беспощадно…

Документы для согласования перепланировки

Перепланировка жилого помещения осуществляется собственником в порядке ст. 25-29 Жилищного кодекса РФ, которые определяют перечень документов, необходимых для согласования перепланировки:

  • заявление о перепланировке;
  • правоустанавливающие документы на жилое помещение (договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности, наследство, договор дарения…);
  • проект перепланировки, подготовленный и оформленный в установленном порядке;
  • техническое заключение о возможности перепланировки (от любой проектной организации имеющей допуск СРО);
  • технический паспорт квартиры;
  • согласие всех собственников и пользователей квартиры;
  • письменное согласие соседей / протокол общего собрания жильцов многоквартирного дома, собственников других квартир, если перепланировка затрагивает общедомовые помещения / территории;
  • заключение органа по охране памятников, если квартира находится в доме, являющемся памятником архитектуры, истории или культуры.

Такой же список документов потребуется при переводе жилого помещения в многоквартирном доме в нежилой фонд.

Ответственность за незаконную перепланировку

Если вашей жилищной инспекции, предствавителям ТСЖ в многоквартирном доме или управляющей компании станет известно о переустройстве (перепланировке), проведённой с нарушениями, без согласия соседей, на квартировладельца накладывается штраф в размере от 25 МРОТ. Если Вы игнорируете предписание жилинспекции, сумма повторного штрафа — от 80000 руб.

Выплата штрафа не освобождает Вас от обязанности провести согласование перепланировки. В случае невозможности узаконивания сделаной перепланировки, по причине несоответствия нормам СНиП, Вас оштрафуют и обяжут привести квартиру в первоначальный вид.

При игнорировании предписания, и уклонения от узаконивания перепланировки суд, согласно Жилищному Кодексу РФ, может выставить вашу квартиру на аукционные торги, с возвратом вам стоимости квартиры (за вычетом судебных издержек и затрат на приведение помещения в первоначальное состояние).

Незаконная перепланировка квартиры чревата большими проблемами!
Позаботьтесь о своевременном согласовании перепланировки!

Согласование перепланировки

Наши специалисты по согласованию перепланировок, при необходимости, обеспечат получение согласия на перепланировку от других собственников жилья в многоквартирном доме, проведя все процедуры в установленном законом порядке.

Компания «Мосжилэкспертиза» подготовит проект перепланировки, обеспечит согласование перепланировки, оформит разрешение на перепланировку квартиры, офиса, дома.

Обоснование:

Частью 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 данного Закона).

СанПиН 2.1.2.2645-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Пунктом 3.3 указанных СанПиН установлено, что помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.

Из ч. 2 ст.

22 ЖК РФ следует недопустимость перевода жилого помещения в нежилое при отсутствии отдельного от общего подъезда входа в помещение или технической возможности сделать отдельный вход, нежилое помещение должно иметь отдельный выход на улицу, использование одного и того же входа в жилой подъезд и в нежилое помещение законодатель не допускает. Указанную норму суды применяют и в отношении помещений с изначальным нежилым назначением, объясняя невозможность существования нежилого помещения без отдельного в него входа (например, Определение Московского областного суда от 29.11.2011 по делу N 33-26663).

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный жилой дом (подп. в); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подп. г).

П.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, какое имущество относится к общему имуществу в мноквартирном доме. Таковыми являются:

  • помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
  • иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
  • крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
  • земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что реконструкцией объектов капитального строительства признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Устройство отдельного входа, незатрагивающее общее имущество и не влекущее изменений существующих размеров нежилого помещения не требует получения согласия собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с положениями статей 36 и 40 Жилищного кодекса РФ .

Если устройство отдельного входа в нежилое помещение невозможно без использования общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (разборка надподвального перекрытая, использование части коридора или лестницы и т.д.), собственником нежилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений многоквартирного дома.

Форма согласия собственников по вопросу устройства отдельного входа в нежилое помещение законодательно не установлена На практике вопрос о согласовании такой реконструкции включается в повестку годового или внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома и оформляется в виде протокола общего собрания собственников многоквартирного дома.

В случае отсутствия на общем собрании собственников кого-либо из собственников помещений многоквартирного дома, возможно собрать подписи всех собственников помещений многоквартирного дома путем заочного голосования в порядке, предусмотренном ст.47 Жилищного кодекса РФ.

Обращаем внимание, что в случае отсутствия согласия на устройство отдельного входа в нежилое помещение хотя бы одного из собственников помещений в многоквартирном доме, собственник этого нежилого помещения может столкнуться с таким противоречием законодательства, когда и получить согласие на реконструкцию он не может (несогласие одного или нескольких других собственников), и эксплуатировать данное помещение по его целевому назначению он также не может (законодательный запрет на эксплуатацию нежилых помещений, необорудованных отдельным входом). Представляется, что в данном случае собственник нежилого помещения будет иметь право обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов с иском к несогласному собственнику об обязании не чинить препятствий в пользовании нежилым помещением и об обязании выдать согласие на реконструкцию помещения на основании статей 209, 304 Гражданского кодекса РФ.

Партнер Юридической фирмы «Делмари» Айнбиндер В.С. 13.12.2013г.

Перепланировка нежилых объектов

Как правильно провести перепланировку или реконструкцию нежилых помещений (объектов)? Данным вопросом часто задаются собственники и арендаторы нежилых помещений или объектов. И этот вопрос возникает неспроста. Ведь неправильно оформленная перепланировка или реконструкция может повлечь за собой неблагоприятные правовые, имущественные и даже налоговые последствия. В данной статье будет рассмотрен порядок проведения согласования перепланировки (реконструкции) в нежилых помещениях многоквартирных домов, а так же перепланировка (реконструкция) нежилых объектов (зданий, сооружений).

Для начала рассмотрим порядок перепланировки нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Данные действия регулируются, прежде всего, главой 4 ЖК РФ.

Перепланировка помещения (как жилого, так и нежилого) – это изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения (п. 2 ст.

25 ЖК РФ). Такая перепланировка разнообразна и по своей сути может состоять из объединения или разъединения санузлов (туалета с ванной), изменения дверных проёмов, монтажа, переноса или создания новых ненесущих стен, разукрупнения или укрупнения многокомнатных квартир, изменения площади нежилых помещений за счёт переоборудования кухни под офис. Устройство дополнительных входов в данное нежилое помещение, ликвидация или оборудование тамбуров и подсобных помещений и т. д.

Нормативно порядок и условия осуществления перепланировки нежилых помещений изложены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170. Согласно указанному документу нельзя производить работы, которые могут повлечь ущерб прочности, уменьшения её стойкости или разрушению несущих конструкций здания; нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нём оборудования; ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов; нарушению противопожарных устройств.

Также перепланировка нежилых помещений в многоквартирных домах в г. Москве регулируется Постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП «Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах» (далее по тексту – Постановление № 508-ПП). Данный документ содержит в себе требования к перепланировке, а также регламент по согласованию таких работ, требования к составу проекта и т. д.

Так, в данном документе указано, что работы по перепланировке нежилых помещений в многоквартирных домах, при которых может возникнуть угроза безопасности жизни или здоровья граждан, а также возможен риск нанесения урона конструктивной прочности многоквартирного дома, осуществляются на основе проекта перепланировки помещения в многоквартирном доме.

Также данный документ содержит запреты на некоторые виды работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах:

ухудшение условий эксплуатации дома и проживания граждан, в том числе затруднение доступа к инженерным коммуникациям, отключающим устройствам и другие мероприятия (работы), вызывающие ухудшение условий эксплуатации многоквартирного дома и проживания граждан;
переустройство помещений или смежных с ними помещений, при котором они могут быть отнесены в установленном порядке к категории непригодных для проживания;
затрагивание помещений в многоквартирном доме, состоящих на учёте штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, без соответствующего разрешения начальника штаба;

нарушение прочности, устойчивости несущих конструкций здания, при котором может произойти их разрушение и т. д.

Производство указанных работ осуществляется на основании решения о согласовании перепланировки помещения в многоквартирном доме с последующим оформлением приёмочной комиссией акта о завершённой перепланировке помещения в многоквартирном доме в соответствии с административным регламентом, утверждённым Правительством Москвы. В соответствии с регламентом, закреплённым в Постановлении Правительства Москвы от 25.10.2011 № 508-ПП, согласование перепланировки и оформление акта о завершении такой перепланировки осуществляется Мосжилинспекцией, в частности, службой «одного окна» Мосжилинспекции или многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее – МФЦ).

Адреса и телефоны служб «одного окна» Мосжилинспекции, расположенных по административным округам города Москвы, размещены на официальном сайте Мосжилинспекции http://www.mzhi.ru.

При получении акта о завершении перепланировки заявителю необходимо представить:

заявление об оформлении акта о завершённом переустройстве;
договор на осуществление работ, связанных с перепланировкой и авторским надзором;
журнал производства работ, заполненный в соответствии с требованиями, установленными Правительством Москвы. Данные требования утверждены в Приложении №4 Постановления 508-ПП.

Оформление приёмочной комиссией акта осуществляется в течение десяти дней (п. 2.15 Постановления № 508-ПП).

Теперь рассмотрим порядок перепланировки (реконструкции) нежилых объектов (зданий, сооружений). Данный вопрос в последний год приобрёл особую актуальность, так как на уровне города Москвы ряд документов, который регулировал данный вопрос, отменён. Но для начала рассмотрим федеральные нормы по данному вопросу.

На федеральном уровне законодательно не закреплено понятие перепланировки нежилых объектов. Но закреплено понятие реконструкции нежилых объектов. Оно гораздо более обширное и по своей сути включает в себя перепланировку. Так, в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства понимается как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления отнесены функции выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Ранее, до принятия Постановление Правительства Москвы от 22.11.2011 № 551-ПП «О признании утратившими силу постановления Правительства Москвы от 16 августа 2005 года № 621-ПП и отдельных положений постановления Правительства Москвы от 8 июня 2010 года № 472-ПП», процесс согласования перепланировки был детально отрегулирован. На основании Постановления № 621-ПП префектурами был принят ряд документов, которые регламентировали порядок согласования. И стоит заметить, что данные документы продолжают действовать, хотя Постановление № 621 ПП отменено.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 24.06.2008 № 554-ПП «О Городской целевой программе по созданию окружных и районных центров обслуживания населения и организаций по принципу „одного окна“» на территории города Москвы на 2009-2011 гг.» и Распоряжения Правительства Москвы от 01.03.2007 № 333-РП «Об утверждении Положений об экспериментальных Центрах обслуживания населения и организаций окружного и районного уровня в режиме „одного окна“» пакет документов для согласования перепланировки нежилых объектов подаётся в службу одного окна префектуры административного округа.

Для согласования работ по перепланировке нежилых объектов заявитель (физическое или юридическое лицо) обязано предоставить следующий пакет документов, в который включаются:

заявление;
доверенность от физического или юридического лица на получение разрешительного документа (в случае если заявителем является представитель физического или юридического лица);
документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (в случае если представление заявления осуществляется непосредственно им);
документ, удостоверяющий личность заявителя;
копия свидетельства ЕГРЮЛ;
копия правоустанавливающего документа на занимаемые помещения и использование объекта (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды, договор на право оперативного управления), заверенная в установленном порядке;
правовой акт органа исполнительной власти, разрешающий изменение функционального использования (при переоборудовании помещений);
согласование балансодержателя (по объектам государственной и городской собственности), оформленное в установленном законодательством порядке;
согласование собственника объекта недвижимости (для арендуемых помещений), оформленное в установленном законодательством порядке;
проектная документация, подготовленная и оформленная в соответствии с предполагаемым видом работ.

В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 01.03.2007 № 333-РП «Об утверждении Положений об экспериментальных Центрах обслуживания населения и организаций окружного и районного уровня в режиме „одного окна“», срок подготовки, оформления и выдачи итогового документа заявителю – не более двадцати рабочих дней.

Также стоит отметить, что на территории города Москва действует Распоряжение Москомархитектуры от 17.07.2008 № 133 «О подготовке и оформлении проектной документации на перепланировку и (или) переустройство помещений», которое содержит в себе подробное описание подготовки и оформления проекта перепланировки нежилых объектов. Так, например, при подаче документов на оформление проекта необходимо представить в канцелярию ГУП «ГлавАПУ» документы.

При подаче заявки Заявитель представляет:

гарантийное письмо-заявку на подготовку Заключения с указанием реквизитов Заявителя, источника финансирования работ и на фирменном бланке организации (для юридических лиц), Ф. И. О. ответственного исполнителя (для юридических лиц), контактных лиц и телефонов;
заявку-задание на подготовку Заключения;
проектную документацию, оформленную в установленном порядке;
копии правоустанавливающих документов на объект;
задание на проектирование или техническое задание (при необходимости);
остальные документы, указанные в данном Распоряжении по необходимости.

Как видно из всего вышесказанного, относиться халатно к перепланировке недопустимо. Действия по согласованию данных действий являются обязательными, и это неспроста. Ведь любая перепланировка – это вмешательство в конструкцию здания, которое может повлечь катастрофические последствия для жизни соседей, работников или просто повреждение имущества и в связи с этим соответствующую административную, гражданскую и даже уголовную ответственность. Например, административная ответственность возникнет по ст. 19.1, 7.21, 7.22 КоАП РФ, но также при несогласованной перепланировке применяется гражданское законодательство о самовольной постройке. Да и правильно проведённая перепланировка без согласования потребует дальнейшей фиксации данных действия, что не освободит Вас от административной ответственности, а в худшем случае нарушителей могут обязать вернуть всё в исходное состояние. Поэтому лучше заранее пройти процедуру согласования перепланировки нежилых объектов, чем потом нести ответственность.

вернуться

Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос 4: Вправе ли орган местного самоуправления на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в многоквартирном доме в нежилое требовать от заявителя представления согласия других собственников, если из представленного заявителем проекта следует необходимость проведения работ по реконструкции дома и (или) предоставления заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что данный земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован (установлены его размеры и границы) и в отношении его проведен кадастровый учет, как того требуют положения ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»?

Ответ: Часть 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод.

Указанный перечень является исчерпывающим, поскольку частью третьей данной нормы установлено, что орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных частью второй указанной статьи.

Однако, как следует из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, для проведения реконструкции многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников помещений, а в отдельных случаях и согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случаях же, когда речь идет об уменьшении размера общего имущества в многоквартирном доме путем его реконструкции или когда реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, то для этого необходимо согласие всех собственников помещений в данном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

При этом необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 ЖК РФ. Переоборудование (переустройство) жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Более подробно данное понятие раскрывается в Постановлении Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного ч. 2 ст.

40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх