Обязанности и права детей

Конспект занятия в старшей группе
«В стране Прав и Обязанностей»

Разработала воспитатель Врацких С.Е.
Задачи:
— закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на жизнь и имя, на игру, образование, медицинское обслуживание, любовь и заботу);
— развивать произвольное поведение, умение сдерживаться (игра «Найди и промолчи»);
— стимулировать работу правого и левого полушарий головного мозга с помощью кинезиологических упражнений;
— развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие и внимание (игры «Объясни имя», «Зашифрованные слова»);
— развивать умение детей правильно оценивать свои поступки и поступки других детей;
— развивать позитивное взаимодействие детей (упражнение «Полёт на ковре-самолёте»), чувство доброжелательного и заботливого отношения друг к другу («Согрей птенца»).
Оборудование:
— небольшой коврик (ковёр-самолёт);
— чудо-дерево с рисунками-символами прав (право на жизнь и имя, право на образование, любовь и заботу, медицинское обслуживание, игру);
— фонограммы релаксационной музыки с голосами птиц;
— мяч, игрушка «Сердечко»; простые карандаши, карточка с зашифрованными словами, карточка с ключом-шифром (алфавит).

Ход занятия:
Дети приветствуют гостей, перестраиваются в круг.
Воспитатель: День необычный сегодня у нас,

Я искренне рада приветствовать Вас!
Здесь для игры собралась детвора,
Её начинать нам настала пора.
Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну. А поможет нам в этом ковёр-самолёт. Садитесь скорее, сейчас полетим. Мы полетим очень быстро, поэтому закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Взлетаем! (включается фонограмма муз. произведения). Держитесь крепче друг за друга. Чувствуете, как быстро мы летим. Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем. Приземляемся на поляне. Откройте глаза.
— Мы очутились с вами в необычной стране Прав и Обязанностей. А это что?

Какое-то необычное чудо-дерево. Давайте попробуем плоды («сорвать» плод с цифрой 1). Плоды с сюрпризом (показать обратную сторону).
1. Рисунок-символ права на жизнь и имя.
— Что здесь нарисовано? (младенец) Это радостное событие: человек родился! На что он имеет право? (на жизнь, на имя).
Игра «Назови имя»
— У каждого из вас есть имя. Сейчас каждый по очереди будет называть свое имена, а остальные хором будут повторять это имя.
— Что вы почувствовали, когда ребята называли вас по имени?
Ситуация.
— В одном детском саду произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в детский сад. Воспитатель представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и поэтому все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом или плаксой. Вовочке было очень обидно, и он часто плакал. Как вы думаете, почему?
— Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как некрасивое и обидное обращение окружающих, неправильное произношение его имени. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.
— Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
Игра «Объясни имя».
— У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:
Незнайка (он ничего не знает);
Корова Бурёнка (коричневая, бурая);
Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)
Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);
Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);
Дюймовочка (девочка очень маленького роста);
Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);
Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).
-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:
Девочка белая как снег (Белоснежка);
Девочка с синими глазами (Синеглазка);
Очень тихий человек (Тихоня);
Девочка с золотыми волосами (Златовласка);
Мальчик, который много знает (Знайка);
Человек, который всё время ворчит (Ворчун);
Девочка из снега (Снегурочка);
Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).

– Замечательно, всё ответили правильно. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает:
Алексей- защитник;
Данила-добродушный;
Никита- победитель;
Кирилл- солнечный;
Анастасия-гостеприимная;
Арина-мир;
Егор-земледелец;
Игорь-воинственный;
Ксения – чужеземная гостья;
Марина – морская;
Полина – принадлежащая Аполлону.
— Продолжаем наше путешествие (ребёнок «срывает» плод №2 – рисунок-символ «Сердечко»)
— Вы догадались, какое право может обозначать этот символ? (право на любовь и заботу)
— Что означает слово «забота»?
-Кто о вас заботится?
-Почему ребёнок не может прожить без любви и заботы?
-Вы действительно почувствовали, как важны любовь и забота. Это право помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой.
-Как вы думаете, а в вашей любви и заботе кто-то нуждается? Кто?
-Что вы можете сделать для тех, кто ждёт об вас любви и заботы?
-Любовь и забота – это не только ваше право, но и ваша обязанность — это не только красивые, добрые слова, но и добрые дела, поступки: помогать всем, кто в этом нуждается, оберегать слабых. Старайтесь сделать всем что-то приятное.
Упражнение «Согрей птенца» (фонограмма)
-Сейчас я хочу предложить вам выполнить упражнение, которое поможет вам выразить свою любовь и заботу.
— Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, согрейте его своим ровным, спокойным дыханием. Прижмите птенца к груди, успокойте его. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Ему будет на воле хорошо.
-Что вы почувствовали, когда согревали птенца, заботились о нём?
— Вы почувствовали, что о ком-то заботиться не только приятно, но и очень ответственно. А стать добрым «волшебником» вовсе нетрудно. Вот как об этом говорится в стихотворении (стихотворение читает ребёнок):
Стать добрым волшебником-
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой:
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
3. Рисунок-символ «Красный крест»
-Давайте «сорвём» следующий плод.
— О каком праве вам напомнила эта картинка-символ? (право на медицинское обслуживание)
— Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)
-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)
-Правильно. Это ваша обязанность.
-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)
-Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)
-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.
Кинезиологическое упражнение «Теремок»:

Стоит в поле теремок, теремок. Дети поднимают руки над головой.

Кончики пальцев левой и правой руки

соединяются – имитация «крыши».
Он не низок, не высок, не высок. Приседают – «низок», встают-

«высок».

На двери висит замок, да замок. Сцепляют пальцы рук в «замок»

Кто бы тот замок нам открыть помог? так сильно, чтобы пальцы покраснели.

Слева зайка, справа мишка. Кивают головой один раз влево, один раз вправо.

-Отодвиньте-ка задвижку! Тянут руки в разные стороны, но

пальцы оставляют в замке –
«крепкий замок»

Слева ёжик, справа волк. Кивают головой один раз влево,

один раз вправо.

-Нажимайте на замок! Сильнее сжимают пальцы.
Зайка, мишка, ёжик, волк
Открывают теремок, теремок. «Открывают замок» — разводят руки в

разные стороны.

4. Рисунок-символ «АБВ».
-У нас на нашем чудо-дереве есть ещё плоды. Давайте «сорвём» плод под №4.
-Как вы думаете, о каком праве детей напоминает эта картинка-символ? (право на образование).
-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).
-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)
-Уже скоро, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)
-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)
-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.
Игра «Зашифрованные слова» (за столами)
-На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-разгадку (алфавит), расшифруйте слова, запишите их (дети выполняют). Давайте прочитаем, что у вас получилось (дети читают: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т.п.)
-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).
5. Рисунок — символ «Игрушки»
-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Давайте найдём на нашем чудо-дереве последний плод, который символизирует это право. Какое? (право на игру)
-Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?
-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
-Но у вас есть и обязанности. Какие? (не мешать играм других детей, выполнять правила игры, уступать друг другу в игре, играть дружно, беречь игрушки)
Игра «Найди и промолчи»
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Найди и промолчи». Расскажите правила игры (молча ищем игрушку, нашли – молча отошли в сторону и наблюдаем за действиями других детей). А искать будем вот это сердечко (игра повт. 2 раза)
-Все плоды на нашем чудо-дереве закончились. А это значит, что нам пора покинуть эту необычную, загадочную страну, которая как называется? (Страна Прав и Обязанностей). Возвращаемся в наш любимый детский сад.
-Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт. Все на месте? Держитесь крепче друг за друга! Не забудьте закрыть глаза. Полетели! (фонограмма муз. отрывка)
-Раз, два, три, четыре, пять – вот и дома вы опять.
-Наше путешествие закончилось. Давайте вспомним, про какие права и обязанности мы сегодня говорили (выставляются рисунки-символы)
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
-Какие задания было трудно выполнить? Почему?
— Со всеми трудностями вы с правились. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Спасибо. Желаю вам удачи и хорошего настроения.

Поиск Лекций

Основные обязанности детей

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

(по материалам сайта «Я-Родитель», статья «Права ребенка», автор Михаил Красильников

http://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/prava_rebenka/,

справочник «Подросток и закон» http://tvoepravo.cipv.ru/images/C/podrostok_i_zakon_2015.pdf)

Права ребенка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Данный термин часто используется на самых разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая бытовым.

К международным нормативным актам, определяющим права ребенка, относятся, в первую очередь:

· Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959). Этот документ, в котором провозглашались основные принципы защиты прав ребенка, носил рекомендательный характер. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

· Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка, в которой закреплены экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права.Конвенция ООН состоит из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

На территории Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

· Конституция Российской Федерации.

· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» -основной акт о правах ребенка в России.

· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».

· Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).

· Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).

· Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

· Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что верховенство закона признается за нормами международного права. В том случае, если какой-либо документ на уровне Федерального закона противоречит положениям Конвенции о правах ребенка можно обратиться в суд.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

За осуществление прав ребенка несут ответственность в первую очередь законные представители (родители, опекуны, усыновители), а так же все, кто с ним взаимодействуют.

Если права ребенка нарушаются необходимо обратиться в прокуратуру с заявлением, либо к Уполномоченному по правам человека.

Основные обязанности детей

Обязанности детей регламентируются теми же самыми нормативными актами.

С момента рождения и до 14 лет в России ребенок имеет статус малолетнего.

На малолетнего ребенка в возрасте до 6 лет Законом не возложены какие-либо обязанности, так как его потребности и интересы обязаны обеспечивать законные представители, которые кроме этого несут полную ответственность за противоправные действия ребенка.

Начиная с 6 лет у ребенка появляются следующие обязанности:

— слушаться родителей (законных представителей), за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

— получить основное общее образование (Ст.44 п.4 Закона «Об образовании в РФ»);

— соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.

С 8 лет появляется обязанность соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

В 14 лет добавляются следующие обязанности:

— иметь паспорт (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ»);

— работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ч.2 ст.21 ТК РФ);

— выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

— соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

С 16 лет юноши обязаны пройти подготовку по основам военной службы (ч.1,2 ст.13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В 17 лету юношей появляются обязанности:

-встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ч.1 ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»);

— пройти подготовку по военно-учетным специальностям (ч.1 ст. 15 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх