Комендантский час

Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье 20.5

1. Чрезвычайное положение означает введение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, муниципальных органов, организаций частного и публичного права, их должностных лиц, общественных объединений, допускающего установленные Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных физических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Указанные меры и ограничения обусловлены обстоятельствами введения чрезвычайного положения. К таким обстоятельствам относятся:

а) насильственные противоправные действия, посягающие на основы конституционного строя РФ, иные насильственные действия, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, препятствующие деятельности органов государственной власти и муниципальных органов (см. п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). Данные обстоятельства всегда возникают вследствие умышленных действий лица, группы лиц, целью которых является причинение вреда общегосударственным интересам или охраняемым законом правам граждан РФ;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникновение которых не связано с противоправными действиями физических лиц. Данные обстоятельства обусловлены не злоумышленными действиями — их возникновение предопределено не зависящими от воли людей стихийными и иными бедствиями (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Необходимой правовой предпосылкой установления особого правового режима чрезвычайного положения является принятие Президентом РФ указа о введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в ее отдельных местностях, подлежащего незамедлительному обнародованию. О принятии данного указа Президента РФ должна быть незамедлительно уведомлена Государственная Дума, текст указа Президента РФ подлежит передаче на утверждение Совета Федерации в срок, не превышающий 72 часа с момента обнародования, независимо от его официального опубликования.

2. Меры административного принуждения, ограничения прав, свобод граждан и полномочий государственных и иных органов, организаций, субъектов частного права в условиях чрезвычайного положения обусловлены причинами, явившимися предпосылкой для их применения. В случаях насильственных противоправных действий введение режима чрезвычайного положения сопряжено с особыми методами воздействия, следствием применения которых является ограничение не только полномочий органов государственной власти субъектов РФ, но и полномочий территориальных органов министерств и ведомств.

Меры административного принуждения, примененные в условиях чрезвычайного положения, включают административные санкции к нарушителям данного правового режима и меры административного пресечения, применение которых сопряжено с необходимостью защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Меры административного пресечения, в отличие от административных санкций, применяются также и к лицам, соблюдающим правовой режим чрезвычайного положения.

3. Временное изъятие имущества как мера административного пресечения предусматривает приостановление права собственности изъятого имущества либо ограничение отдельных правомочий — владения, пользования, распоряжения. Данная мера, как правило, применяется в отношении движимого имущества: у граждан могут быть изъяты оружие и боеприпасы, ядовитые вещества, а у организаций, наряду с указанным имуществом, — также боевая и учебная военная техника (см. п. «д» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). При необходимости обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ у граждан могут быть временно изъяты также транспортные средства. По смыслу п. «е» ст. 13 данного Федерального конституционного закона изъятие транспортных средств граждан допускается в исключительных случаях, обусловленных введением чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в п. «б» ст. 3 данного Закона. Временному изъятию подлежат материальные и культурные ценности в случае эвакуации данного имущества при наличии обстоятельств, предусмотренных п. «к» ст. 11 данного Федерального конституционного закона.

Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» не всегда детализирует сущностные особенности временно изъятой вещи; по смыслу п. «в» ст. 13 «мобилизация ресурсов организации» может быть истолкована и как мера административного пресечения, предусматривающая временное изъятие имущества (законодательство не определяет содержание понятия «мобилизация», указанное значение данного термина возможно при лингвистическом истолковании).

Временное изъятие имущества не предполагает прекращения права собственности изъятой вещи в случае ее реквизиции. Хотя данная мера административного принуждения прямо не предусмотрена Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», применение реквизиции в условиях чрезвычайного положения допускается по основаниям, определенным п. 1 ст. 242 ГК, согласно которому применение реквизиции возможно при наличии обстоятельств, «носящих чрезвычайный характер… в порядке и на условиях, установленных федеральным законом». Пункт «в» ст. 13 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» не исключает реквизицию имущества в случае мобилизации ресурсов организации при наличии обстоятельств, указанных в п. «б» ст. 3 данного Закона.

4. Административный досмотр может быть применен как к добросовестным гражданам, так и к нарушителям режима чрезвычайного положения. Административный досмотр «вещей, жилища и транспортных средств граждан» предусмотрен п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» только в случае насильственных противоправных действий (т.е.

при наличии обстоятельств, указанных в п. «а» ст. 3 данного Закона).

Административный досмотр лиц, находящихся при них вещей и транспортных средств предусмотрен при нарушении правил комендантского часа — в указанных случаях досмотр предшествует применению иных принудительных действий, например административного ареста, либо осуществляется независимо от них (см. п. 1 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

5. Административный арест представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». По смыслу п. «а», «е» ст. 12, п. 1 ст. 31 и п. 2 ст. 33 вышеуказанного Федерального конституционного закона применению данной меры всегда предшествует доставление лица или его административное задержание при несоблюдении правил комендантского часа или при иных нарушениях режима чрезвычайного положения. Срок административного задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа, обусловлен истечением срока комендантского часа; граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, задерживаются до выяснения их личности, но не более чем на трое суток, по решению начальника ОВД или его заместителя. В отличие от административного ареста, задержанию могут быть подвергнуты не только нарушители, но и добросовестные граждане. Административное задержание относится к превентивным действиям, предупреждающим причинение имущественного ущерба или телесного (физического) вреда, обусловленного чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в том числе эпидемиями и эпизоотиями. В последних двух указанных случаях задержание представляет собой меру административного пресечения, предшествующую выдворению граждан за пределы территории, на которой введен карантин (в соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Таким образом, нарушение правил комендантского часа квалифицируется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», нарушения иных требований режима чрезвычайного положения — в соответствии с комментируемой статьей КоАП.

6. Административное выдворение применяется в отношении лиц, не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение. Административное выдворение, применяемое в качестве вынужденной, превентивной меры в отношении лиц, временно отселяемых с территории стихийных и иных бедствий, всегда сопряжено с правоохранительными действиями: предоставлением эвакуируемым (отселяемым) лицам стационарных или временных жилых помещений, оказанием содействия в их трудоустройстве, возмещением причиненного материального ущерба (см. п. «а» ст. 13, п. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»). В указанных случаях на лиц, подлежащих административному выдворению, распространяется статус лиц, пострадавших в результате превентивных правоохранительных действий, с предоставлением им соответствующей имущественной и социальной поддержки.

Названные меры административного принуждения применяются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» и представляют собой самостоятельные процессуальные действия государственных органов и их должностных лиц по обеспечению правового режима чрезвычайного положения — порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП, в данных случаях не применяется. Таким образом, высшим должностным лицом на указанной территории является комендант либо руководитель соответствующего органа особого управления. Процедура применения административных санкций и мер административного пресечения определяется приказами и распоряжениями коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, а в случае создания на указанной территории специальных органов особого управления также приказами и распоряжениями данных органов (см. п. 2 ст. 18, п. 1 ст. 26 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 4 ч. 3 данной статьи).

Комендантский час для несовершеннолетних

Всем известно, что ночь – не время для детских прогулок. С недавнего времени это негласно правило приобрело законную силу, ведь начиная с 2012 года в России, а с 2013 года в Украине начали действовать законодательные акты о комендантском часе для детей и подростков. Несмотря на некоторые различия, основная суть законов и Российской Федерации и Украины одна – детям и подросткам запрещено находиться в общественных местах с наступлением ночного времени без взрослых: родителей или законных представителей.

Комендантский час для несовершеннолетних в РФ

На территории России, в соответствии с законом о комендантском часе дети в возрасте до семи лет не могут находиться одни на улице в любое время суток. Дети же в возрасте от 7 до 18 лет не должны находиться без сопровождения взрослых в общественных местах: парках, скверах, ресторанах, кафе и т.д. в ночное время. До скольки действует комендантский час?

В зимнее время его действие распространяется с 22 до 6 часов, а в летнее – с 23 до 6 часов. Кроме этого, региональные власти имеют право смещать комендантский час в соответствии с климатическими условиями. В случае обнаружения нарушителя комендантского часа правоохранители должны установить его личность, домашний адрес и информацию о родителях. Если место, где находятся родители или опекуны ребенка установить не удается, его отправляют в специализированное заведение. В отношении родителей ребенка-нарушителя составляется административный протокол и налагается штраф за нарушение комендантского часа в размере 300-1000 рублей.

Комендантский час для несовершеннолетних в Украине

В соответствии с законом на территории Украины детям в возрасте до 16 лет нельзя находиться в развлекательных заведениях в период с 22 до 6 часов без сопровождения взрослых. Закон обязывает владельцев подобных заведений следить за возрастом посетителей, требовать у своих посетителей документы, которые могут подтвердить их возраст, и не пускать несовершеннолетних в ночное время. В случае, если владелец развлекательного заведения допустил нарушение закона о комендантском часе его ждет административная ответственность – придется уплатить штраф в размере от 20 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если же владелец заведения будет замечен в подобном нарушении в течение полугода, штраф для него будет уже в два раза больше – до 100 необлагаемым налогом минимумов.

Комендантский час для детей:

когда нельзя гулять одним.

Зачем нужны ограничения по поздним прогулкам для детей и кто считается ребенком?
Дети в России – это несовершеннолетние граждане, а возраст наступления совершеннолетия, согласно ГК РФ – 18 лет.

  • Поэтому все, кто младше, включая подростков, подпадают под правовую категорию детей и подлежат особенной защите. В числе видов защиты и т.н. «комендантский час» для детей.

Введение ограничений по пребыванию детей и подростков в общественных местах в ночное время, это мера, рассчитанная как на то, чтобы уменьшить беспризорность и преступность несовершеннолетних, так и направлена на защиту прав и интересов самих несовершеннолетних.

Ведь такие меры позволяют снизить и вероятность возникновения ситуаций, когда дети становятся жертвами преступлений. Сейчас закон о запрете детям на ночные прогулки без родителей уже принят во многих регионах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

  • Мировой опыт показывает, что различные правовые акты, ограничивающие время нахождения несовершеннолетних на улице, действующие в ряде стран Европы, в Америке, способствуют улучшению ситуации и, как следствие, снижению преступности как среди несовершеннолетних, так и в отношении несовершеннолетних.

Какой закон ограничивает ночное пребывание детей на улицах?

В нашей стране Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает следующее:

Законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

  • меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
  • меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Например, в Москве, согласно ст. 3.12 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях:

1. Непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, в местах, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию: на территориях, в помещениях, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, в букмекерских конторах и тотализаторах, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Непринятие мер по недопущению нахождения в ночное время (с 23 часов до 6 часов) несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, которые предназначены для реализации услуг в сфере общественного питания, для развлечений, досуга, где предусмотрены розничная продажа и распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Непринятие мер по недопущению нахождения в ночное время (с 23 часов до 6 часов) несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, на территориях, на которых ведется строительство, на территориях автомагистралей, путепроводов, железнодорожных магистралей и полос отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, трубопроводов, в парках, водоемах и на прилегающих к ним территориях (береговая полоса), в помещениях общего пользования (на технических этажах, чердаках, в подвалах) и на крышах жилых домов, на территориях, прилегающих к образовательным учреждениям, в организациях, обеспечивающих доступ к сети Интернет,

— влечет предупреждение или наложение административного штрафа на родителей (законных представителей), лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в размере от ста до пятисот рублей.

Что происходит, если ребенка, не достигшего 16 лет, согласно приведенной статье, задержали в парке после наступления 23 часов?

Порядок доставления несовершеннолетних прописан в Федеральном законе от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Несовершеннолетний, подозреваемый в правонарушении, задержанный в ночное время, доставляется в полицию, там устанавливается его личность, составляется протокол задержания, после чего вызываются родители, и подросток передается им с рук на руки под расписку.

Чтобы не травмировать психику подростка, его запрещено содержать вместе со взрослыми правонарушителями. Материалы о правонарушении направляются в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних для принятия мер.

Сколько времени может провести ребенок в полиции?

Несовершеннолетние могут содержаться в подразделениях органов внутренних дел не более трех часов.

Если по окончании задержания несовершеннолетние не могут быть переданы родителям (законным представителям), в случаях, предусмотренных подп. 4 — 6 п. 2 ст. 22 Федерального закона N 120-ФЗ, они помещаются в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Не совершавшие правонарушений задержанные несовершеннолетние могут быть помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (п. 15 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Если ребенок не совершал правонарушения, должны ли его доставить домой?

Да, задержанного в ночное время ребенка должны доставить к родителям.

Системное толкование положений п. 3 ст.

14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» позволяет констатировать, что не допускается доставление в подразделение полиции несовершеннолетних в связи с их нахождением в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей, если они не совершили правонарушение.

Вместо этого субъекты РФ обязаны разработать порядок уведомления родителей в случае задержания ребенка в ночное время,

а также порядок доставления такого ребенка его родителям, либо в случае невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Можно ли оспорить задержание ребенка?

При задержании ребенка составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

(ст. 27.4. кодекса РФ об административных правонарушениях).

  • В случае несогласия с указанным протоколом и фактом задержания родитель вправе его оспорить в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту происшествия.

Читать по теме: ЕСЛИ вызвали в полицию.

Арина Покровская

психолог и правозащитник

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх