Гражданский брак или сожительство?

Гражданский брак или сожительство

Многие грустные любовные истории, рассказанные женщинами, изобилуют словами » я — гражданская жена», «гражданский брак» и так далее. Так давайте поговорим на эту тему и расставим точки над «и», как говорится.

В течение многих веков право регистрировать рождение, браки и смерть в христианском мире принадлежало церкви. Браком являлся союз, благословленный церковью, когда молодые проходили церемонию венчания согласно церковным канонам. Такой и только такой союз считался единственно законным и имел все возможные юридические последствия.

Понятие «гражданский брак» в России и многих странах Европы возникло в начале ХХ века и явилось противопоставлением церковному браку, хотя в некоторых странах на протяжении длительного времени обе формы существовали параллельно и были с точки зрения правовых последствий абсолютно равноправны. В некоторых же государствах обе формы брака практикуются и по сей день. В России церковь отделена от государства и церковный брак не имеет юридической силы.

Что такое «гражданский брак»

Гражданский брак представляет собой брачный союз, который регистрируется по взаимному согласию партнеров в государственных органах записи актов гражданского состояния. В России гражданский брак является единственной формой официального брака. Поэтому сам термин «официальный брак» потерял свою актуальность, и для обозначения официально зарегистрированных отношений обычно используют просто слово «брак». В России правовые последствия гражданского брака регламентируются Семейным кодексом РФ.

При вступлении в брак супруги приобретают по отношению друг к другу права и обязанности, которые также распространяются на их совместных детей. Дополнительно права и обязанности могут по желанию брачующихся быть урегулированы брачным договором. Супруги проживают совместно, приобретают общую собственность, ведут совместное хозяйство, рожают и воспитывают детей, наделяются наследственными правами. Кроме имущественных и наследственных прав, супруги наделяются взаимной обязанностью содержать друг друга в периоды нетрудоспособности, а также обязанностью содержать и воспитывать своих детей. Родительские права и обязанности сохраняются и после развода.

Сомнительное содержание в красивой упаковке

Добрачное совместное проживание, так успешно разрекламированное современными СМИ, в законе называется таким термином как «сожительство». Сожительство не признается государством в качестве брачных отношений.

В России оно не является формой брака, даже при ведении общего хозяйства и рождении детей.

То, что христианство не поддерживает сожительство, называя эти отношения блудом, факт общеизвестный. Но, если вы просмотрите законодательство, то поймете, что государство тоже не поддерживает сожительство. Нет никакой правовой базы, регулирующей правовые и имущественные отношения в сожительстве. Имущество, приобретенное в период таких отношений, принадлежит тому, на кого оформлен договор купли-продажи, если таковые имеются. В остальных случаях раздел имущества нажитого в сожительстве зависит, в основном, от совести бывшей пары. Еще немаловажный фактор — это дети. Дети по умолчанию получают фамилию матери, а чтобы отец мог передать фамилию своему наследнику по российскому законодательству, ему надо пройти процедуру установления отцовства.

Интересный факт

На вопрос, женаты ли Вы, подавляющее большинство мужчин, состоящих в так называемом гражданском браке отвечают: «Не женат, но живу с девушкой». Подавляющее число девушек в аналогичной ситуации отвечают: «Замужем, у нас гражданский брак».

Рубрика: Психология отношений

БРАК (Marriage; Ehe, Hochzeit) — в зависимости от контекста в работах Юнга брак рассматривается как длительное взаимоотношение между мужчиной и женщиной или как внутреннее сочетание мужского и женского начал в психике индивида, или как коньюкция, или же как священный брак — иерогамия.
Базируясь на принципе взаимопритягательности противоположностей, Юнг рассматривал браки (с внешней стороны) как союзы людей с разным складом личности. Брачную модель с точки зрения аналитической психологии Юнг рассматривает в работе «Брак как психологическое отношение» (КДД, с. 209—224). Идея внутреннего брака (сочетания мужских и женских черт) основана на юнговской идее, чо каждый человек в потенциале обладает полным спектром психологических возможностей, из чего следует, чо личность может быть описана в терминах равновесия между мужскими и женскими составляющими элементами.

Словарь аналитической психологии

БРАК, -а, м. 1. Семейные супружеские отношения между мужчиной и женщиной.

Вступить в б. Расторгнуть б. Церковный, гражданский, незарегистрированный б. 2. Сапровождаемое обрядом бракосочотания христианское таинство вступления в супружество. II прил. брачный, -ая, -ое. Б. союз.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

БРАК, брака, м. сожительство супругов, совокупность бытовых и правовых отношений, связывающих мужа и жену. Вступить в брак. Счастливый брак. Состоять в браке. Брак их продолжался недолго. || Форма закрепления и узаконения супружеских отношений (офиц.). Церковный брак. Законный брак (дореволюц.). Гражданской брак (зарегистрированный гражданскими властями; до революции — внебрачное сожительство). Фактический брак (официально не зарегистрированный).

Словарь Ушакова

БРАК, брака, мн. нет, м. (нем. Brack). Испорченная, имеющая Дефект продукция. В литейном цехе много брака. || Дефект, изъян товара.

Словарь Ушакова

БРАК, семейный союз, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соотведствующего оформления (регистрации) брака ф специальных государственных органах; ф некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Иногда (например, во Франции) при оформлении брака заключается брачный контракт (письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления ф брак). В России признается только брак, заключенный ф государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак. Смотри также Брачный возраст, Расторжение брака.

Современный энциклопедический словарь

БРАК2, -а (-у), м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предмета производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. Борьба с браком.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Дата последнего изменения 14.04.2008

Гражданский брак и сожительство


Термин «гражданский брак» стал чрезвычайно популярным в разнообразных обсуждениях семейных ситуаций.

Зачастую это словосочетание применяют для обозначения брачных отношений, не зарегистрированных официально. Давайте разберемся, что такое гражданский брак, чем он отличается от сожительства и в каких случаях уместно применять это выражение.
В течение долгого времени прерогатива регистрировать рождение, браки и смерть принадлежала церкви и церковным общинам. Браком считался союз, благословленный церковью, в православной и католической традиции сопровождающийся таинством венчания. Именно такой союз признавался единственно законным, имел юридические последствия.
Понятие «гражданский брак» в России и большинстве стран Европы возникло на заре ХХ века и являлось противопоставлением церковному браку, хотя в некоторых странах на протяжении нескольких веков обе формы существовали параллельно и были с точки зрения правовых последствий абсолютно равноправны. В некоторых государствах обе формы брака практикуются и по сей день, но в России церковный брак не признается государством и не имеет никакой юридической силы. Церковный брак, начинающийся с таинства венчания, может быть лишь дополнением к гражданскому, но ни в коей мере не может служить его заменой.
Гражданский брак представляет собой брачный союз, который был зарегистрирован по взаимному согласию партнеров в государственных органах записи актов гражданского состояния. В России гражданский брак является единственной формой официального брака. Поэтому сам термин потерял свою актуальность, и для обозначения официально зарегистрированных отношений принято использовать слово «брак» без дополнительного уточнения его формы. Правовые последствия гражданского брака регламентированы Семейным кодексом РФ.
При вступлении в брак супруги приобретают по отношению друг к другу права и обязанности, которые также распространяются на их совместных детей. Дополнительно права и обязанности могут быть урегулированы брачным договором, заключение которого необязательно и остается на усмотрение супругов. Супруги проживают совместно, приобретают общую собственность, ведут совместное хозяйство, рожают и воспитывают детей, наделяются наследственными правами.
В отличие от церковного, гражданский брак расторжим. Порядок его расторжение регулируется Семейным кодексом РФ. При наличии общих детей или взаимных имущественных претензий расторжение брака происходит с участие судебных органов. При этом согласно законодательству России, движимое и недвижимое имущество, приобретенное в браке, является совместным и при разводе подлежит разделу.
Помимо имущественных и наследственных прав, супруги наделяются взаимной обязанностью содержания друг друга в периоды нетрудоспособности, а также обязанностью содержать и воспитывать своих детей. Родительские права и обязанности сохраняются даже после развода.
Зачастую в повседневной жизни гражданским браком неправильно называют сожительство – брачные отношения, не оформленные официально в установленном законом порядке. Сожительство не признается государством как брачные отношения. В России оно не является формой брака, даже при ведении общего хозяйства и рождении детей. Такой союз не влечет за собой никаких правовых последствий, супруги не приобретают никаких взаимных прав и обязанностей. Закон наделяет их только родительскими правами и обязанностями в отношении совместных детей. В тот период, когда права внебрачных детей отличались от прав детей, рожденных в браке, дети, рожденные в сожительстве, приравнивались к внебрачным.
Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Несмотря на то, что интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, многие пары не спешат оформлять свое супружество официально. Все шире распространяется идея, согласно которой перед официальной регистраций молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни.
Однако ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Но если церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, то неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство. В отличие от брачного союза, дети, рожденные в сожительстве, не принимают фамилию отца по умолчанию. Отец может дать детям свою фамилию только через процедуру установления отцовства, написав в органах ЗАГС соответствующее заявление. Имущество, приобретаемое в сожительстве, не считается общим. Его собственником по закону признается тот, кто его приобрел.

На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет. При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака. Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.
Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком. Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна ли и речью во всем исполнена». Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог. Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», т.е. венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на «бабий убор» – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни. Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного «хозяина» к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник. Молодых сопровождали все гости и если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета. Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу. Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства. Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.

После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г. царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». С 1775 г. «семейное законодательство» пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.
Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов. Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи», «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома». Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий «семейного кодекса». Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви. Поэтому лица разных вероисповеданий попадай под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах. Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. (В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов. До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом. Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет. Перечень препятствий к заключению братца по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке. Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения. Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась. Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников. Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства. Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

II половина XX века

В 1923 г.

началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин — 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданным после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 г. принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.
Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе. Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик». В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Существенные изменения в 1995 г. были внесены в правовое регулирование усыновления. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 г. невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ирина Хомченкова, источник edem.ru

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх