Административная ответственность за неуплату алиментов

Гражданско-правовая ответственность

В том случае, если не исполняется соглашение об уплате алиментов, неплательщик обязан будет нести ответственность, предусмотренную таким соглашением (часть 1 статьи 115 Семейного кодекса РФ). Обычно это неустойка в виде штрафа или пени. Для взыскания такой неустойки или штрафа придется обращаться в суд.

Размер неустойки в соглашении не может быть меньше законной неустойки, но может быть увеличен. Правда, если установить слишком большую неустойку, то суд вправе снизить её (статья 333 ГК РФ). Но даже если ответственность в соглашении не определена, то будет возможность взыскать законную неустойку (часть 1 статьи 332 ГК РФ, статья 395 ГК РФ).

Если алименты взысканы по решению суда, то в соответствии с частью 2 статьи 115 СК РФ за просрочку уплаты алиментов начисляется пени в размере половины процента от суммы задолженности каждый день (то есть, достаточно приличная сумма). Для её взыскания тоже нужно обращаться в суд.

Кроме того, подлежат взысканию и убытки, которые понес получатель алиментов в связи с задолженностью.

Этот вид ответственности применяется только с введения в действие СК РФ (то есть с 1 марта 1996 года). В отношении задолженности, которая образовалась до этой даты, не может быть применена часть 2 статьи 115 СК РФ, взыскание неустойки будет неправомерно.

Стоит отметить, что гражданско-правовая ответственность для должника по алиментам возникает только при наличии его вины. Если должнику задержали зарплату, и неуплата имела место именно в связи с данным фактом, то его вины в этом нет и неустойка с него взыскана быть не может (даже если в соглашении говорится об ответственности без вины, поскольку это противоречит закону).

Административная ответственность

В 2016 году за уклонение об уплате алиментов была введена административная ответственность (ст. 5.35.1 КоАП РФ). Привлечение к ответственности возможно, если:

  • алименты должны выплачиваться по вступившему в силу решению суда или по нотариальному соглашению;
  • отсутствуют уважительные причины неуплаты;
  • с момента возбуждения исполнительного производства прошло два и более месяца;
  • деяние совершено впервые или срок административного наказания за предыдущее такое нарушение истек (если должник в период, когда он читается подвергнутым административному наказанию, совершает это нарушение еще раз, то он подлежит уже уголовной ответственности);
  • привлечь можно только тех, кто уклоняется от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, или нетрудоспособных родителей.

Наказание за данное нарушение достаточно суровое — 150 часов обязательных работ или 10-15 суток ареста.

Если же должник относится к категории тех, кого нельзя привлечь к аресту и обязательным работам, ему придется заплатить штраф до 20 тысяч.

В том случае, если должник нарушил законодательство об исполнительном производстве, то он понесет административную ответственность (статья 17.14 КоАП РФ). Нарушение выражается в:

  • невыполнении законных требований пристава;
  • предоставлении ложных сведений о правах на имущество;
  • несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства.

Ответственность установлена в виде штрафа в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей.

Уголовная ответственность

За неуплату алиментов установлена уголовная ответственность (статья 157 УК РФ). Необходимы следующие условия для привлечения к ответственности по этой статье:

  • алименты взысканы судом (решение должно вступить в силу) или установлены соглашением, заверенным нотариально;
  • отсутствуют уважительные причины неуплаты;
  • неуплата совершена неоднократно (в период действия административного наказания за неуплату);
  • привлечь можно только тех, кто уклоняется от уплаты алиментов на несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, или нетрудоспособных родителей.

Деяние при данном преступлении выражено в юридическом бездействии — уклонении от уплаты алиментов. Таким образом, должен быть налицо категорический отказ исполнять судебное решение, или же совершены действия, свидетельствующие об уклонении.

Понятие уважительных причин закон не раскрывает, оставляя трактовку на усмотрение должностных лиц. Само по себе отсутствие работы и денег, однако, уважительной причиной не является. Если же должник не имеет работы ввиду длительной тяжелой болезни, то с большой вероятностью это будет признано уважительной причиной.

Если же должника привлекли к уголовной ответственности, то можно смело лишать его родительских прав через суд, так как уклонение от уплаты алиментов является безусловным основанием лишения таковых (статья 69 СК РФ). В свою очередь, лишение родительских прав не повлияет на обязанность уплачивать алименты, не снимет её.

Таким образом, неуплата алиментов может повлечь достаточно серьезные последствия для должника.

Что является административным проступком

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
Административный процесс более мобильный и простой.
Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год.

Исключение составляют нарушения законодательства в области:

таможенного и бюджетного права — 2 года;
деятельности политических партий и дел о банкротстве — 3 года;
противодействия коррупции и терроризму — 6 лет.

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
Оскорбление и дискриминация.
В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

Нарушение запрета курения.
Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
Нарушение правил дорожного движения.
Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
Заведомо ложный вызов специализированных служб.
Проживание гражданина без паспорта.
Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Статья 4.6 КоАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию

Комментарий к статье 4.6 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого велось производство по делу, считается подвергнутым административному наказанию с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания (относительно сроков вступления в силу постановлений по делам об административном правонарушении см. комментарий к ст. 31.1). В состоянии так называемой административной наказанности лицо находится как в период исполнения административного наказания, так еще и в течение определенного законом срока после исполнения наказания. Этот срок является давностным сроком для погашения административного наказания. Он равен одному году, исчисляемому со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. После истечения этого года лицо считается не подвергавшимся административному наказанию.

2. Срок для погашения наказания — это своего рода испытательный срок, во время которого лицо, привлеченное к ответственности, должно доказать, что оно исправилось. Поэтому точкой отсчета годичного срока для погашения наказания является не момент вынесения постановления о назначении административного наказания, а день фактического окончания исполнения назначенного наказания.

3. Годичный срок погашения административного наказания установлен для всех административных наказаний независимо от их вида, размера и сроков.

4. В случае назначения административного наказания в виде предупреждения начало годичного давностного срока совпадает с днем назначения самого наказания.

5. Срок окончания исполнения наказания при назначении административного штрафа, административного ареста, лишения специального права, административного приостановления деятельности совпадает, соответственно, с моментом полной выплаты штрафной суммы, днем окончания фактического отбывания административного ареста, с истечением срока, на который было назначено лишение специального права или административное приостановление деятельности.

6. Если виновное лицо подвергнуто основному и дополнительному наказаниям, то годичный срок исчисляется со дня окончания исполнения того наказания, которое по времени было исполнено последним.

7. Погашение административного наказания после истечения годичного срока наступает автоматически и не требует оформления специальным документом.

8. Повторное совершение однородного правонарушения в течение не истекшего для предыдущего наказания срока рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность (см. п. 2 ч. 1 ст.

4.3), а в ряде случаев может служить квалифицирующим признаком для применения более суровой меры административной ответственности (см., например, ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Приложение N 40

к приказу ФССП России

от 11.07.2012 N 318

См. данную форму в MS-Word.

__________________________ (наименование и адрес арбитражного суда) Заявитель: __________________________ (наименование и адрес структурного подразделения __________________________ территориального органа ФССП России, __________________________ ФИО судебного пристава- исполнителя) Копия: Заинтересованное лицо _______________ (наименование и адрес банка или иной кредитной организации) ЗАЯВЛЕНИЕ о привлечении к административной ответственности___________________________________________________________________________ (указываются дата и место совершения действий, послуживших___________________________________________________________________________ основанием для составления протокола об административном___________________________________________________________________________ правонарушении; должность, инициалы и фамилия лица, составившего___________________________________________________________________________ протокол об административном правонарушении; сведения о лице,___________________________________________________________________________ в отношении которого составлен протокол об административном___________________________________________________________________________ правонарушении; нормы закона, предусматривающего административную___________________________________________________________________________ ответственность за действия, послужившие основанием для___________________________________________________________________________ составления протокола об административном правонарушении) На основании изложенного, руководствуясь КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, статьей 114Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительномпроизводстве», прошу привлечь _____________________________________________ (наименование лица, в отношении которого составлен протокол___________________________________________________________________________ об административном правонарушении)к административной ответственности по КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.Приложение: 1. Протокол и материалы дела об административном правонарушениина ____ л. 2.

Уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направлениекопии заявления и прилагаемых к нему документов лицу, в отношении которогосоставлен протокол об административном правонарушении на ____ л. 3. Доверенность N ________ от «__» _________ г. _______________________ (указывается доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия судебного пристава-исполнителя на подписание заявления)Судебный пристав-исполнитель _____________ _________________________ (подпись) (расшифровка подписи)МП

Записи созданы 1447

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх